Вопрос о том, чем занять малыша, обычно встает перед родителями, когда ему исполняется 2 года. В этот период дети начинают постепенно входить в мир — учатся общаться друг с другом и учиться. И все они добираются до этого этапа, имея разные возможности. Речь идет и о характере, и об уже освоенных навыках, и о состоянии здоровья. Понятно, что состояние нервной системы малыша сильно влияет на весь процесс его развития, включая способность учиться. Вот почему, прежде чем составлять для ребенка план занятий, нужно понять, хорошо ли работает эта система, управляющая почти всеми важными процессами в организме. И ответить на такой вопрос может только врач-невролог. Дело в том, что, если после рождения у малыша были проблемы, связанные с нехваткой кислорода (гипоксией) во время беременности и/или родов (например, перинатальная энцефалопатия, повышенный или пониженный тонус, повышенное внутричерепное давление, излишняя возбудимость), то ко второму году жизни ребенка возможные последствия этих нарушений могут сохраняться. В этот период и лечащий малыша врач, и его родители увидят, удалось ли организму маленького преодолеть давние проблемы, стоит ли продолжать терапию, нуждается ли он в особом внимании, а значит, и особом режиме занятий.
Появление первых признаков перегрузки — сигнал, что составленное для малыша расписание нужно менять. Если он начнет хуже спать, станет раздражительным, плаксивым, если вдруг расстроится его аппетит — значит, он устал. И пора принимать меры!
Начать с начала
Первые же опыты детей на ниве обучения обычно выявляют те трудности, справиться с которыми так и не удалось. И эту работу не стоит откладывать, потому что, когда такой ребенок пойдет в школу, проблем только прибавится. Каково будет учиться малышу, который просто не умеет сосредотачиваться, или удерживать в памяти новые сведения, или управляться с письмом, оттого что руки «не слушаются»?
Чтобы стало ясно, как нерешенная проблема превращается для ребенка в целый «клубок» сложностей, давайте вернемся немного назад. Итак, способности малыша учиться связаны с тем, как работает его нервная система. А этот результат зависит от того, как развивался ребенок с момента рождения. Шаг за шагом, начиная с появления и постепенного угасания рефлексов новорожденного, а затем освоения новых движений и положений тела (от навыка держать голову к первым уверенным шагам), одновременно первых проб «языка» (от гуления к лепету, произнесению слогов, а потом и фраз), попыток играть (поначалу просто схватив погремушку) и так далее, нервная система ребенка проходит путь, каждый этап которого готовит его к освоению следующего. Если на каком-то из промежутков возникает заминка, она может «потянуть» за собой следующую. Вот почему под наблюдение врача-невролога малыши попадают с рождения — тогда возможные сложности удается заметить и скорректировать, не дожидаясь последствий. И даже если такие трудности остались, не теряйте времени сейчас!
К врачу!
Обследование, которое назначает невролог своим маленьким пациентам, дает информацию о состоянии всех «участников» нервной системы: хорошо ли снабжаются кровью клетки мозга, не сужены и не расширены ли его сосуды, как они работают. Нейросонография, УЗ-допплерография, дуплексное сканирование сосудов головы помогут ответить на первый вопрос. А электроэнцефалограмма определит состояние клеток коры головного мозга — не возбуждены ли они и не угнетены ли. В зависимости от полученных результатов малышам назначается лечение, и не стоит думать, что для решения проблемы требуется только помощь лекарств. На самом деле курс восстановительной терапии, помимо препаратов, включает в себя множество методов. Среди них и разные виды массажа (в том числе специальный точечный, а еще массаж холодом), и лечебная гимнастика и физиотерапия (например, лечебные ванны, электрофорез, стимуляция мышц электическим разрядом или теплом), и специальные занятия плаванием, и многое другое.
Результаты обследования помогут определиться и с тем, чем и как долго нужно заниматься малышу. Детям, миновавшим все сложности пути развития или благополучно преодолевшим возникшие трудности, никакие ограничения не нужны. А если у ребенка обнаружатся нерешенные проблемы, станет ясно, что первая «учебная» нагрузка для него должна быть очень щадящей. С другой стороны, она может помочь скорректировать имеющиеся недостатки. Сохранившиеся у двухлеток последствия проблем, возникших во время беременности и родов, врачи называют минимальной мозговой дисфункцией (ММД). Это понятие означает, что строение мозга у таких деток не нарушено, но работа нервной системы пострадала — из-за повреждения ее клеток гипоксией, проблем в их кровоснабжении и неготовности к работе путей, по которым идет от мозга к органам и обратно нервный импульс-команда (специалисты называют это явление демиелинизацией — задержкой в развитии оболочки нерва). Проявления ММД бывают разными: трудности в обращении с мелкими предметами (из-за проблем с моторикой); неловкость (от нарушения координации движений); задержка в освоении речи, неумение выговаривать какие-то буквы, вплоть до «каши во рту»; излишняя впечатлительность и чрезмерная активность, проблемы с тем, чтобы удерживать внимание. И определив, в чем именно эти проявления выражаются у малыша, можно будет понять, чем ему стоит заняться.
Первые же опыты детей на ниве обучения обычно выявляют те трудности в работе нервной системы, справиться с которыми так и не удалось. И эту работу не стоит откладывать, потому что, когда такой ребенок пойдет в школу, проблем только прибавится.
Осторожно: перегрузка!
Поскольку к началу этапа обучения нервная система малышей, равно как и весь его организм, продолжает свое развитие, перегружать их разными занятиями небезопасно. Это напряжение может нарушить работу системы, расстроив и без того хрупкое равновесие времени роста и становления. Первый шаг к тому, чтобы предотвратить перегрузку, — разумно составленное расписание занятий. И в этом деле родителям помогут специалисты: врач-невролог (если у малыша в прошлом были проблемы), а еще нейропсихолог. По результатам тестирования он поможет не только подобрать перечень полезных ребенку занятий, но и составит программу выработки недостающих навыков, например усидчивости. Нейропсихолог расскажет, как долго стоит малышу заниматься, и объяснит родителям, как вести себя с маленьким учеником.
Второй шаг, который поможет защитить малыша, — внимание родителей. Появление первых же признаков перегрузки — это сигнал о том, что составленное расписание нужно поскорее менять. Если ребенок вдруг начнет хуже спать, капризничать, станет раздражительным, плаксивым, если вдруг расстроится его аппетит — значит, он устал.
Кто чаще других оказывается в кабинете врача-невролога из-за плохой учебы?
1. Худощавый, невысокий, стеснительный и неловкий малыш, которому трудно даются занятия со всякой «мелочевкой».
Выбор. Нагрузку для таких детей нужно отмерять, как лекарство, в небольших дозах. Составляя для них расписание занятий, делайте упор на лечебную физкультуру, которая поможет этим малышам наверстать заминку в росте и весе, научит уверенно двигаться. Будет полезна им и ритмическая гимнастика с элементами танца, она научит их управлять своим телом, хорошо его чувствовать и разовьет координацию движений.
Такие дети часто сталкиваются с задержками в освоении речи, поэтому им очень нужны занятия для развития мелкой моторики рук: рисование, лепка, конструирование, игра на музыкальных инструментах. А пение, кроме того что облегчит развитие речи, еще и потренирует слух, что, в конечном итоге, поможет ребенку заговорить. Желательно, чтобы группа, с которой будет заниматься ребенок, была небольшой, иначе он будет чувствовать себя не очень уютно.
Внимание! К 3 годам малыши начинают играть и общаться друг с другом. Если вы заметите, что ребенок сторонится компании ровесников, любит заниматься сам с собой, выдумывая необычные, а тем более странные игры, не спешите объяснять это врожденной стеснительностью. Покажите малыша специалистам — неврологу, психологу и дефектологу. Они понаблюдают за тем, как эта особенность будет развиваться в ребенке, и, если потребуется, помогут ему с ней справиться или направят к психиатру.
2. Живчик — суетливый малыш, который быстро переключается с одного занятия на другое, плохо чувствует опасность.
Выбор. Таким детям трудно удерживать внимание, поэтому большую пользу им принесет плавание, гимнастика или какие-то другие подвижные занятия, которые дадут выход их неуемной энергии. Собственно обучающих занятий в их расписании должно быть немного, особенно поначалу, а время «урока» нужно увеличивать постепенно, начиная с 5 минут. И усидчивость, и умение учиться в таких малышах нужно воспитывать.
Внимание! Если малыш-живчик еще к тому же гневлив и агрессивен, отказывается слушаться старших, в знак протеста часто заходится в плаче, нужно показать его врачу-неврологу. Доктор поможет найти причину, по которой механизм возбуждения — торможения в нервной системе ребенка разлажен, и назначит успокаивающее лечение.
Больше полезных материалов о детском развитии — в нашем канале на