Рефераты готовили в библиотеках, все свободное время проводили во дворе, играя в «классики», «банки», «резиночки» (фантазировали как могли), экзамены сдавали при помощи бумажных шпаргалок, к написанию которых подходили со всей изобретательностью.
Что современные школьники могут позаимствовать из детства мам и бабушек? Полезно иногда вспомнить прошлое.
Писать друг другу письма и посылать открытки
Электронные сообщения, на которые мы получаем ответ уже через несколько секунд, забываются мгновенно. А вот строчки из бумажных посланий запоминались на всю жизнь. Сравните: поставить смайлик с сердечком гораздо легче, чем написать сокровенное «люблю». Виртуальные письма создаются на ходу — с сокращениями и эмодзи вместо слов.
Белому листу тысячи мальчишек и девчонок доверяли душевные переживания и эмоции. Это были целые сочинения-откровения для друга из другого города, с которым познакомился в пионерском лагере.
«Сегодня многие педагоги советуют детям (особенно в подростковом возрасте) вести личные дневники, — говорит психолог Марина Якуба. — Подросткам не хватает любви и поддержки. Со случайным попутчиком или другом, с которым разделяют километры, гораздо легче откровенничать. Ребенку обязательно нужен тот, кто готов выслушать. А еще, когда пишешь личную историю, то можно по-другому посмотреть на проблемы».
Читать бумажные книги
В Советском Союзе, пусть и наивно, но искренне пропагандировали чтение книг. Абонементы в библиотеки были у каждого школьника. Сколько времени уходило на подготовку обычного реферата по истории! Тщательно подбирали литературу, откуда ученики старательно переписывали информацию. Сегодня доклад можно подготовить буквально за несколько минут — достаточно иметь компьютер и выход в Интернет. А некоторые даже не читают то, что нашли на просторах Всемирной паутины.
Чему и стоит поучиться у наших мам и бабушек, так это бережному отношению к книгам, которые были в дефиците. Их покупали по талонам, а на редкие экземпляры вели настоящую охоту. На любви к чтению даже спекулировали. Допустим, в начале 80-х «Мастер и Маргарита» на черном рынке продавалась за 40 рублей. Поэт Андрей Вознесенский шутил на этот счет, мол, томик стихов Ахматовой стоит дороже, чем агат. В настоящее время в книжных магазинах можно найти любые произведения. То, чего нет на прилавках, легко заказать по Интернету. Только читать никто не хочет. Да и не модно иметь большую библиотеку.
Готовить самим себе завтраки
Школьники стояли у плиты не меньше взрослых. Пожарить картошку, тем более, яичницу, мог каждый. Если хотелось сладенького, то варили сгущенку или сахар с молоком. Даже газировку делали сами, но для этого нужно было уговорить родителей купить сифон.
В середине 60-х очень популярной была поваренная книга Софьи Могилевской, в которой было очень доступно описано, как готовить различные каши, салаты, супы, блюда из теста, компоты и кисели. И дети действительно делали это!
Играть в дворовые игры
Сегодня дети меряются айфонами, брендовой одеждой, смарт-часами и т.д. А вот в Советском Союзе самая крутая девочка была та, которая хорошо умела прыгать, играя в «резиночку» или «классики». Для последней нужна была жестяная битка (ее чаще всего делали, используя коробку из-под монпансье: леденцы съедали, а банку заполняли песком).
Жизнь во дворе кипела. Здесь скучать точно не приходилось. «Казаки-разбойники», «море волнуется раз», «войнушка», «вышибалы» — перечислять можно бесконечно. Когда уставали гонять, придумывали малоподвижные развлечения.
Например, очень популярной была игра в клад. Ребята делились на две команды. Одни прятали сокровища (фантики, стеклышки, старые мамины бусы и т.д.), а другие находили их при помощи подсказок. Кстати, на школьных переменах играли не в телефоны, а в «Морской бой» или «Балду», «Виселицу», «Крестики-нолики». Могли еще хвастаться новыми почтовыми марками или вкладышами от жвачек, которые коллекционировал каждый второй школьник.
Шить себе одежду
В 9-м классе многие девочки ходили на платные курсы кройки и шитья. Это сейчас можно купить любую одежду — в СССР модными были те, кто умел шить. Оверлоков тогда не было, поэтому приходилось все петли обрабатывать вручную петельным швом. Выкройки из модных журналов бережно хранились в специальных тетрадках. Карнавальные костюмы тоже шили сами.
Помогать родителям
С детского сада детям внушали, что вокруг них все трудятся, поэтому нельзя оставаться в стороне, любая работа приносит не только пользу, но и радость. У каждого школьника были обязанности по дому. В начальной школе ребенок должен был заправлять постель, протирать пыль, выносить мусор и даже мыть полы. Также девочки боялись прослыть неряхами, поэтому старались следить за волосами, платьями и обувью.
К пятому классу все школьники помогали родителям со стиркой и глажкой белья. Это сегодня, пока машина-автомат работает, можно заниматься чем угодно. Раньше вообще стирали руками или при помощи валика-колотушки, а вместо порошка использовали распаренную золу.
Вот как советовали стирать платья. Для начало нужно было отпороть пуговицы, так как они могли потерять блеск. Далее рекомендовали поместить белье в теплый мыльный раствор, куда добавляли ложку нашатырного спирта. А после стирки полоскали вещи сначала в теплой, потом в холодной воде, добавив туда немного уксуса. Платья нельзя было выкручивать, только хорошо отжать и закатать в чистую и сухую ткань. Затем аккуратно надеть на плечики, и в таком виде сушить.
Любить спорт
Физкультура была в почете у каждого школьника. Конечно, зарядку ежедневно делали не все, но на лыжах и коньках умел кататься каждый. Стремились сдать нормы ГТО (их, кстати, сейчас пытаются возродить), участвовали в турслетах, подтягивались на турниках, мальчишки все дни напролет гоняли летом футбольный мяч, а зимой хоккейную шайбу, девочки соревновались в гибкости и грации.
Мечтали не о кубиках на прессе, а о результатах. Восхищались девятикратной олимпийской чемпионкой Ларисой Латыниной, над письменным столом вешали портреты легенды № 17 Валерия Харламова, обладателя «Золотого мяча» Олега Блохина, великих фигуристок (здесь список может быть бесконечным). На этих людей равнялись и стремились быть похожими. Участвовали в марафонах, не задумываясь, какая надета форма и какие обуты кроссовки — радовались, что вообще они есть. Обожали походы с ночевками в палатках, пели песни под гитару у костра (все умели разводить костер и неплохо ориентировались в чужой местности при помощи компаса, а не мобильного телефона).