Современные дети лучше усваивают информацию в игровой форме. Решать скучную задачу в тетради гораздо сложнее, чем помочь игровому персонажу вычислить нужное количество конфет, а затем накормить его. Современное поколение детей уже к первому классу школы отлично владеет смартфонами, планшетами и другими гаджетами, активно осваивает видеоигры, и кажется, что, если начать говорить с ними на их языке, они достигнут в учебе больших успехов.
Но у учителей, активно сотрудничающих с онлайн-платформами, сложилось разное мнение. Так могут ли интерактивные задания заменить реальное обучение, или их цель — стать дополнительным материалом для лучшего усвоения материала?
Платформа Учи.ру провела опрос среди 1130 педагогов, которые активно сотрудничали с онлайн-платформой и владели информацией по успеваемости своих учеников. 84,5% из них отметили положительный эффект от игровой формы обучения, 13,5% не смогли дать точного ответа, и лишь 2% строго сказали, что геймификация вредит усвоению материала. Так в чем же плюсы и минусы такого обучения для школьников, и действительно ли за ним будущее?
«Как психолог, хочу отметить, что первый и второй классы школы — это время, когда формируется самооценка и „Я-образ“ ребенка. В процессе геймификации учебного процесса у него есть возможность выбрать тот уровень обучения, который соответствует его возможностям. При этом на любом уровне он может получить положительный результат. И это положительное подкрепление позволяет ему чувствовать себя: „Я — молодец!“ Постепенно он может перейти к решению более сложных задач», — считает Антетта Орлова.
Плюсы геймификации в обучении
У ребенка растет вовлеченность. Самый важный показатель интереса к учебе — вовлеченность в процесс, которая показывает, как долго и как стабильно удерживается внимание ребенка на усвоении материала. Обычно к третьей четверти дети так сильно устают, что их их внимание снижается, они хуже запоминают информацию, теряют интерес к учебе. Игровая форма может помочь удержать их внимание, вдохнуть «свежие» идеи в школьную программу.
Нестандартные подходы. В интерактивном онлайн-обучении могут использоваться совершенно другие подходы к обучению. Например, решение задачи может быть показано под другим углом, более понятным для ребенка.
Проявление творческих способностей. Игровые формы обучения часто стимулируют в ребенке творческую жилку, вдохновляют его на что-то новое.
Возможность быстро найти и проработать слабые стороны. На онлайн образовательных платформах есть продукты, которые позволяют изучить предмет, найти в нем темы, которые тяжелее всего даются ребенку, и проработать их дополнительно, причем, в увлекательной форме. Если же учитель сам использует в образовательном процессе эти сервисы, он сразу видит статистику по ученикам, их успехи и пробелы в знаниях.
Возможность быстро повлиять на свой результат. Ребенку всегда приятно, если какой-то тест или интерактивное задание можно пройти снова, меняя свой ответ и запоминая правильный. Ребенок ощущает, что можно достичь идеала, стоит лишь попытаться еще раз. К сожалению, на уроках во время контрольных такая опция недоступна, и исправлять «двойку» приходится долгим и упорным трудом.
«Когда ребенок приходит в школу, он на очень долгий период лишается права принимать решение. Геймификация развивает в ребенке альтернативное мышление — что можно делать по-другому. Также развивается логическое мышление: что нужно делать, чтобы добиться нужного результата», — отмечает Анетта Орлова.
Минусы интерактивного обучения
Соревновательный момент. Часто выполняя задания на онлайн-платформе, ребенок либо делает это на время, либо соревнуется с одноклассниками и учениками других школ (когда речь идет об марафонах и олимпиадах), либо сравнивает свои новые результаты с предыдущими. Все это вызывает у него соревновательный дух и желание достичь большего успеха. Это и хорошо, и плохо одновременно. Все зависит конкретно от ребенка. Кого-то понимание, что ты можешь быть первым, подстегивает к более качественному выполнению заданий. Для других детей рейтинг, где они находятся где-то ближе к концу списка, сильно бьет по самооценке.
Дети привыкают развлекаться, а не заниматься. Основное опасение педагогов в геймификации образования — дети воспринимают учебу как игру, а когда переходят к традиционным формам обучения, их вовлеченность падает. Так считают 30,8% учителей.
«Да, действительно, если после такого опыта будет скучный процесс обучения, разница будет, и мотивация может быть другой. В принципе, человека, который привыкает так учиться, потом будет не так просто учить. Родителям придется постоянно инвестировать в бесконечное развитие методик обучения и поиск подходящих педагогов. Мы здесь имеем дело с такой динамичной реальностью, что нам придется поспевать за детьми, чтобы удерживать их интерес», — уточняет Анетта Орлова.
Имеет краткосрочный эффект. 19,9% педагогов, использующих онлайн-платформы для обучения, замечают, что дети быстро забывают усвоенный материал, так как отвлекаются на игровую составляющую. Ученики младших классов могут вообще забывать о том, что они находятся в учебном процессе. Для таких детей интерактивные занятия не подходят.
Зависимость от гаджетов и цифровой след ребенка. Есть также родители — ярые противники цифровизации и использования смартфонов в процессе обучения. Несмотря на то, что существуют нормы экранного времени для детей в зависимости от возраста, они все равно превышают его в разы. Кроме того, некоторых родителей пугает передача данных ребенка стороннему сайту, забывая о том, что на сайте «Госуслуги» уже есть все необходимые данные.
Какие игровые элементы можно с пользой применять в обучении
Создайте систему наград и достижений, где дети смогут получать бейджи, значки или другое за выполнение заданий, достижения определенных результатов или прогресса в обучении. Это помогает им чувствовать удовлетворение и мотивацию.
Используйте специальные образовательные игры и приложения, которые комбинируют учебный материал с игровыми элементами и механиками.
Родителям необходимо создавать последовательность учебных задач от простого к сложному, то есть задачи должны становиться все сложнее по мере продвижения детей в обучении. Это помогает постепенно развивать навыки и укреплять уверенность у детей.
Используйте таймер для выполнения заданий. Это может создать чувство соревнования с самим собой или с родителем.
Предлагайте ребенку играть в игры, которые стимулируют любознательность и исследование. Например, конструирующие игры, пазлы, научные эксперименты, создание исследовательских проектов.
Насколько эффективна игровая форма обучения?
По моему мнению, форма эффективна, но только в качестве дополнения к классическому образованию. Многие забывают, что ребенок приходит в школу не только за знаниями. Он также учится коммуницировать, преодолевать трудности, исправлять ошибки. И геймификация отлично помогает это делать. С помощью игровых элементов можно закрепить изученное в школе. Например, натренировать правильное написание слов, запомнить таблицу умножения.
Ребенок должен понимать, что иногда в жизни случаются трудности, и в такие моменты нужно пересиливать себя. Классическая учеба приучает детей к труду: от ребенка требуется усидчивость и старания.
Возможна ли зависимость от гаджетов при использования геймификации в обучении?
Нет, в случае соблюдения гигиены использования электронных девайсов. Родители должны объяснить ребенку: ноутбук можно использовать не бесконечно, а играть в определенные часы. Как только время использования подходит к концу, ребенок переключается на другие дела: спорт, хобби, кружки.