СЧАСТЛИВЫЕ РОДИТЕЛИ Наталья, думаю, задав первый вопрос, выражу общее мнение всех, кто видит сейчас ваше фото: как с годами удается молодеть? В чем секрет?
НАТАЛИ Даже и не знаю, от чего это больше зависит! И от мужа любящего. И от генетики – мои родители для своих лет красиво выглядят. И от детей, и от работы любимой.
С.Р. Наверное, спортом занимаетесь?
Н. Мой спорт – бэби-фитнес и бытовой фитнес. Плюс сценические выступления, включающие танцы. Ну а вообще поддержание формы – это, конечно, комплекс, включающий и питание. Я, например, ем только мясо курицы, рыбу, легкую пищу. И порции стараюсь делать поменьше, но есть почаще. Раньше я занималась и фитнесом, и йогой, и пилатесом, зарядкой ежедневной… Но потом даже ее перестала делать. С тех пор как ощутила гармонию, как поняла, что могу делать то, что хочет мое тело, а не то, что я должна.
С.Р. То есть вы обрели гармонию? А как?
Н. Гармонию все ищут, и каждый в свой срок находит. Это и с опытом связано, и с переживаниями внутренними, с поиском себя, с поиском высших сил внутри себя. Но поскольку у меня многое переплетено, поскольку у меня не было детей долгие годы после первых неудач, когда у меня был и выкидыш, и замершая беременность через год на том же сроке, мои дети – это главный поиск моей жизни. Духовной даже, в какой-то степени. Когда появились дети, я нашла все сразу. Но мне прежде пришлось найти себя, свой духовный мир, свою духовную дорогу. Я очень просила об этом, и мне послали и учителей, и книги.
С.Р. А что это за дорога?
Н.Это учение о духовном развитии. Оно помогает не только от болезни излечиться, но и восстановить душевное равновесие и покой. А узнала я о нем из книги эстонской ясновидящей и практикующей акушерки Лууле Виилмы. Тогда очень нуждалась в такой поддержке и нашла ее. Если коротко, суть этого духовно-философского учения в прощении, в отпускание стрессов. Человек как река, он течет и через него все протекает, и если что-то негативное в нем задерживается: страх, чувство вины, злоба, то это рождает болезнь. Вот когда я заболеваю, сразу начинаю анализировать: от чего? что это за мысль, за слова во мне застряли? И нахожу! И начинаю отпускать. Провожу, можно сказать, внутреннюю гигиену. Но это, конечно, если в двух словах рассказывать.
С.Р. Наталья, а ваш нынешний пик популярности можно связать с этим новым обретением себя?
Н.Да, все получается одно к одному. Но популярность – это непросто для духовной жизни. Это некая проверка, некий разврат для души. Популярность – это огромное количество людей вокруг тебя, это значит находиться под постоянным прицелом и быть иногда расстрелянной. А может, и всегда… С другой стороны, сейчас, обладая некоторыми эзотерическими знаниями, я уже по-другому отношусь к популярности. С одной стороны, мне легче, поскольку я знаю, что для «расстрела» моего нужен только мой образ, но не я. Ведь люди, говоря об артисте, говорят о себе. Подобно маленькому ребенку, тайну которого можно разузнать, спросив про любимую игрушку. Он расскажет о ней и о себе. Что же касается моего общения со зрителями, стараюсь пропускать через себя, через призму простых песен светлую энергию. И я рада, когда людям она передается. Не моя! Это вечная энергия, которую я просто раскрываю в сердце человека. Кто-то ее раскрывает другим способом, через высокое искусство. Я – вот так.
С.Р. У вас долгий брак, с двумя разновозрастными детьми. Судя по всему, и крепкий?
Н.Да, мы вместе уже 23 года. Но знаете, когда живешь в обстановке душевного комфорта, занимаешься одним делом, и года не считаешь. Я выбрала мужа сама, полюбила его в 16 лет, почувствовала, что хочу замуж именно за этого человека. И в любые моменты жизни, всегда выбирала только его. Мы не надоели друг другу – то ли потому, что вместе взрослели, вместе менялись, то ли потому, что знали друг друга юными… С одной стороны, ни он, ни я никогда не узурпировали свободу друг друга. С другой стороны, я всегда знаю, где мне надо мужа послушаться, а где – отстоять себя. Здесь множество нюансов, и окончательно сформулировать секрет нашего брака невозможно.
С.Р. Песня «Боже, какой мужчина» посвящена вашему мужу?
Н.Не только. Я, когда в интернете увидела строчку про сына и дочку из будущей тогда песни, сразу подумала о своей сестре, у которой уже был сын, но мечтавшей именно о девочке. Думала написать песню для нее, чтобы она своему мужу спела. Написала для нее, для себя, даже не рассчитывая на других людей. Тема-то слишком личная… А песня неожиданно для меня оказалась близка всем, стала настоящим шлягером. На такой успех я, конечно, не рассчитывала. Но самое интересное в этой истории то, что в этом году у моей сестры родилась дочка! И это после того, как сестре нагадали, что девочек у нее не будет никогда!
С.Р. У ваших детей большая разница в возрасте. Младшего тоже планировали?
Н.Да. Но я все сомневалась, а позволено ли мне иметь много детей? Не счастье ли для меня иметь хоть одного после 9 лет ожидания? Тем более с такой профессией. Ведь певице с постоянными гастролями трудно уделять все свое время и внимание малышу. (Правда, сейчас мы так организовали гастроли, что я имею возможность уезжать из дому самое большее на две ночи). Глядя на многодетные семьи, я мечтала о втором ребенке. А тут еще и старший начал просить, может, тоже мои мысли как-то чувствуя: «Хочу братика!» И спрашивает нас: «Скажите, что нужно для этого?» Я говорю, мол, мужчина и женщина нужны. «Это у нас есть! – отвечает Арсений. – А может, идти в храм нужно, просить?» Меня сначала рассмешил его вопрос, а потом я подумала, что ведь его-то, Арсения, я в храме и просила. Привозили мощи святого Пантелеймона, и я 6 часов стояла вместе со всеми… Так вот, второго я ездила просить к Матронушке (святая Матрона Московская. – Прим. автора.). И появился наш чудесный парень, Анатолий. Мальчик, брат, как и просил Арсений.
С.Р. Скажите, а насколько опыт с первым помогает в воспитании второго?
Н.Стало меньше страхов. Уже знаешь, что многие страхи преувеличены, поэтому к болезням младшего я относилась гораздо легче, чем к болезням старшего. Вообще опыт, и не только собственный, многое дает. Вот узнаешь, что у других мамочек схожие с твоими проблемы, и сразу спокойнее становится. Хотя, безусловно, каждый сын индивидуален, каждого растишь по-своему.
С.Р. На что опираетесь, воспитывая сыновей?
Н. Изначально ты, наверное, начинаешь воспитывать так же, как воспитывали тебя. Тем более если тебе твое детство нравится (а мне так оно очень нравилось). Но ошибок при любой системе воспитания не избежать. Со старшим я, например, часто испытывала чувство вины. Теперь понимаю, что излишнее. Уезжала на гастроли, корила себя, приезжала, хотела чем-то компенсировать. Хотя Арсений мне особо проблем и не доставлял, и не просил никогда ничего. Но с появлением младшего я окончательно поняла, что проявление строгости не должно вызывать у родителей чувства вины, что ребенку в равной степени нужна и она, и ласка. А со старшим я была совсем не строгой мамой, старалась с ним себя вести как с равным, как со взрослым. Но теперь, после рождения Толи, очень хорошо знаю: должно быть в воспитание твердое слово «нет». Должен у родителей обязательный ряд принципов существовать. Почему строгость так важна? А она диктует ребенку безопасность. Это те рамки, которые ты по мере его взросления просто раздвигаешь. Но быть они должны. А с Арсением я стеснялась их поставить. И с младшим поначалу было так же, пока не произошел один случай, после которого я пересмотрела свои взгляды. К Анатолию я тоже относилась как к взрослому, тем более что он очень часто говорил: «Я – сам!». И однажды, в три года, он шел по дороге, засунув руки в карманы. Мне бы сказать ему, что нельзя так ходить, это опасно. Но не сказала, дала ему лишнюю волю. И сын, зацепившись непонятно за что, прямо лицом на асфальт и упал. И потерял зуб. Целый день я ходила и думала: что мне за урок такой? Потом поняла: не уберегла, потому что не настояла, не проявила необходимую строгость. И на примере младшего стала то же самое применять и на старшем. Тем более что у нас наступает сложный возраст. Вы знаете, и с ним помогает! Ставлю Арсению четкие строгие рамки – ему от этого только легче становится. Вместе с тем не надо стесняться и ласку проявлять. Иногда, чтобы помириться, не нужно никаких слов, нужно просто обняться. И все становится понятно, все понято, все прощено.
С.Р. Расскажите немного о сыновьях…
Н. Арсений учится в школе, занимается и футболом, и волейболом, и баскетболом занимался. И на хор ходил, и на бальные танцы. В общем, всего понемножку, активный парень. Но ранимый, в меня, наверное. Из-за оценок может даже заболеть. Учу его легче ко всему относиться. Как старший брат он, наверное, замечательный, потому что очень многое позволяет младшему. Тот у него сломал все, что только возможно. Постепенно, по мере роста, Анатолий добрался до всех запрещенных мест, до всех шкафчиков, подставляя стульчики, залезая на полочки. Зато этим он невольно приучает старшего к порядку. Попробуй Арсений что не так положи, младший тут же схватит и унесет восвояси. Толя парень более своевольный, может и отлупить старшего. Тот позволяет, а я учу не позволять. «Смотри, – говорю Арсению, – Толя сейчас маленький, а потом будет больнее». Анатолий более хитренький, более смелый и более обидчивый. Может, в свои четыре года, сказать: «Хватит меня учить жизни!» или «Мама, я гляжу, ты повышаешь голос». «Да, – отвечаю я, – мне приходится повышать голос для тех…» А он добавляет: «…для тех, кто быстро балуется». Или видит меня по телевизору: «Как ты хорошо выглядишь!»
С.Р. А о дочке не задумываетесь?
Н.Будет ли третий ребенок? Не знаю. Но впечатление у меня такое, что все еще возможно!
Совет от звезды
Советую это упражнение всем мамам. Поза эта, хоть и называется позой «трупа», дает много сил. Выполняя ее, можно не только отдохнуть, но и за 10–15 минут выспаться как за 3–4 часа полноценного сна, при этом не засыпая. Лежа на спине, нужно постепенно расслабляться – расслабляться до максимума. Начинать от кончиков пальцев ног, не пропуская ни одной части тела, и до макушки головы.