Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Негативная информация: как правильно защитить от нее детей разного возраста

Что такое «информационная угроза» и как в этом плане обезопасить ребенка?

Негативная информация: как правильно защитить от нее детей разного возраста
Источник:

Shutterstock/Fotodom.ru

Константин Богатырев
информационная безопасность

Маленькие дети дошкольного возраста (до 6-7 лет)

Здесь ребенок воспринимает определенную информацию, но пропускает через себя и живет себе спокойно дальше. Он сосредоточен на себе и на семье и все что происходит вокруг его интересует только настолько, насколько это его задевает и касается его жизненно важных интересов.

Дети в начальной школе

Дети начинают уже более детально интересоваться окружающим миром, у них формируется определенное мировоззрение и вот эта возрастная группа — это дети, которые начали уже воспринимать мир, но у которых еще не хватает определенного опыта и критического мышления. Конечно, хорошо, если оно сформировалось еще в начальной школе, если этому поспособствовали родители, окружение, учителя или он сам предрасположен к такому анализу. Но понятно, это есть не у всех. И здесь у нас действительно существует проблема — ребенок может воспринимать информацию не критически.

Дети воспитываются в разных семьях (с разным уровнем культуры, достатка и т.д.). Когда дети приходят в школу, они оказываются в обществе своих сверстников, что всегда подразумевает определенные риски. Детский социум может быть очень жесток; в качестве примера можно вспомнить сюжет книги Уильяма Голдинга «Повелитель мух», где оказавшиеся на необитаемом острове без опеки взрослых дети постепенно перешли к фанатизму, вражде, насилию и т.д. Абсолютизировать подобную негативную тенденцию не стоит, но важно понимать, что если ребенок в начальной школе сталкивается не по своей воле с информацией, которая может как-то ему навредить, то ему необходимо помочь.

Подростки

В средней школе все меняется. Этот возраст чаще всего связан с критическим мышлением (можно даже сказать, что оно гиперкритическое). К 5-6 классу ребенок уже начинает себя осознавать в окружающем мире, задаваться вопросами «почему я такой, какой я есть?», «почему мир устроен так, а не иначе?», «как он должен быть устроен?». В данном случае позиция некоторых взрослых («у детей полностью отсутствует критическое мышление») — только вредит; мы неправильно оцениваем эту возрастную группу. Снисходительное отношение к ним может вызвать неприятие даже объективно полезной информации, и напротив — негативная информация, поданная подростку в уважительной форме, может найти благодатную почву для усвоения.

Мы все понимаем, что не можем следить за тем, какую информацию получает ребенок 24 часа в сутки. Особенно если у него есть гаджет с безлимитным интернетом и не настроенным в нем родительским контролем. Это действительно серьезная проблема.

Какую информацию можно отнести к угрожающей

Негативная информация: как правильно защитить от нее детей разного возраста
Источник:

Shutterstock/Fotodom.ru

Вопрос сложный. Можно посмотреть на закон и сказать, что вредно все, что законом запрещено. Понятно, что никто не хочет столкнуться с клеветой, с оскорблениями. Никто не хочет столкнуться с распространением персональных данных о его личной жизни. Пропаганда негативных вещей тоже имеет место. Это и политическая пропаганда, религиозная, в принципе любая. И как отделить вредное от полезного? Нужно смотреть, кто и с какой целью эти идеи распространяет. Но самое главное, что эти идеи влекут за собой в практическом плане. Ведь любая идея без реализации ничего из себя не представляет.

Ребенок в интернете — что должно насторожить родителей

Здесь проблема в том, что угрозы кроются, так или иначе, в грубой тематике. В любой тематике и направленности могут быть как положительные вещи, так и отрицательные. Хорошо, если ребенок интересуется техникой, химией, физикой и т. д. Плохо, когда он изготавливает взрывчатые вещества в гараже. Или как некий американский подросток хотел атомный реактор в гараже собрать. Это реальный случай. Хорошо, когда ребенок интересуется политикой, как устроено общество, как оно функционирует, как оно должно функционировать, что нужно сделать для того, чтобы оно функционировало лучше. Плохо, когда ребенок принимает радикальные политические идеи и переходит в лагерь экстремистов и говорит о том, что нужно действовать насильственными методами и т. д.

Родителям важно понимать, что угроза может прийти откуда угодно; они должны объяснить своим детям, что этот мир не безопасен. Маленьким детям объяснять это при помощи рациональной аргументации никакого смысла нет (лучше давать четкие правила и руководства к действию, например — не открывать дверь незнакомым или не вступать с ними в общение в интернете), тем более, что они всегда находятся под надзором родителей.

Потом, когда ребенок вырастает, становится школьником и у него формируется мировоззрение, ему нужно потихонечку объяснять, что есть хорошее и есть плохое не в смысле отвлеченных идей, а в практическом плане.

Родители должны всегда интересоваться, чем занимаются их дети, и не давать воспитание детей на откуп школе, двору или каким-то няням. Нужно все равно контролировать и осуществлять надзор. Потому что угрозы могут прийти откуда угодно.

Как понять, что с ребенком что-то не так

Негативная информация: как правильно защитить от нее детей разного возраста

Существует много маркеров и признаков того, что позволяет нам понять, что что-то идет не так. Это и психологические маркеры, и лингвистические, внешние изменения. Если с ребенком происходят резкие изменения, он резко меняет имидж, перестает общаться с друзьями, с которыми он давно общался, начинает много и долго говорить о каких-то вещах, о которых раньше не говорил и так, как раньше не говорил. Это повод задуматься.

С одной стороны, любой родитель рад, когда его ребенок показывает рвение к какому-то предмету, демонстрирует неординарные способности, когда он начинает много и усиленно чему-то учиться, осваивать новые навыки, заниматься физическим и духовным развитием. Это хорошо, однако важно установить его мотивацию; выяснить зачем он что-то делает, чем он живет.

В идеале у родителей должен быть совместный досуг с ребенком. Если у него возникают какие-то вопросы, родителям лучше постараться ответить на них самому, а не рассчитывать, что кто-то сделает это за них, и сделает хорошо. И уж тем более не стоит отшучиваться или обесценивать вопросы ребенка, т. к. это может серьезнейшим образом подорвать его доверие и в дальнейшем привести к плачевным последствиям.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения