Исследование «Изучение преимуществ игры в куклы с помощью методов нейробиологии» под руководством доктора Сары Герсон — первое в истории научное исследование влияния игры в куклы на развитие детей, проведенное с использованием нейробиологии.
В результате изучения работы мозга во время обычной игры в куклы без какого-либо заранее подготовленного сценария было выявлено, что в процессе активируются области мозга, связанные с обработкой социальной информации и эмпатией.
Таким образом ученые пришли к выводу, что игра в куклы позволяет детям развивать эмпатию и навыки обработки социальной информации, даже если ребенок играет один.
По итогам исследования оказалось, что самостоятельная игра с куклами — такими, как Barbie, — гораздо эффективнее самостоятельной игры на планшете в плане развития когнитивных функций и критически важных социальных навыков.
Для проведения исследования использовалась относительно новая техника нейровизуализации — так называемый метод функциональной инфракрасной спектроскопии в ближней области (fNIRS), который измеряет изменения кровотока в головном мозге. Новейшая форма этой технологии выражается в том, что детям просто нужно носить на голове небольшую шапочку, похожую на шапочку для плавания, которая не мешает им свободно двигаться и играть в своей естественной манере.
Одним из основных открытий стало то, что такая игра активизирует область, называемую задней частью верхней височной борозды (pSTS).
«Мы используем этот конкретный участок мозга, когда думаем о других людях, особенно если мы думаем о мыслях или чувствах другого человека. Основная функция pSTS — обработка социальной информации и эмпатия. Как оказалось, куклы побуждают детей играть в такой вариант игры, при котором они воображают нескольких персонажей и то, как эти персонажи взаимодействуют между собой, — рассказывает доктор Герсон. — Куклы вдохновляют детей воображать различные миры, ситуации и взаимоотношения, будь то персонажи, которых они видели по телевизору, различные ролевые модели, о которых они узнали, или просто имитация, что они заботятся о ком-то».
Это стремление подтолкнуло команду Barbie и всей компании Mattel обратиться к ученым, чтобы узнать больше о значении восприятия игры в куклы в сопоставлении с другими категориями игрушек и игр из группы STEM («наука», «технология», «проектирование», «математика»), связанных со строительством, конструированием, искусством и ручным трудом.
Зачем развивать эмпатию и умение обрабатывать социальную информацию
Многие родители не считают эти навыки значимым для школы. Ведь это не математика, не язык, не естественные науки. Однако способность взаимодействовать с другими людьми и строить с ними отношения играет решающую роль для успешной самореализации человека на протяжении всей жизни. Развивать все это необходимо еще до того, как отправлять ребенка на учебу.
Дети с более высоким уровнем эмпатии способны лучше учиться, дольше оставаться в школе и в целом могут принимать более правильные решения (например, реже курят). Они также охотнее сотрудничают, чаще становятся лидерами и реже подвергаются буллингу в школе. Более того, наличие высокого эмоционального интеллекта ценится работодателями, ищущими сотрудников, которые могут эффективно выполнять совместную работу и находить контакт с людьми в общем рабочем пространстве.
Таким образом, благодаря развитию социальных навыков, игра с куклами, такими как Barbie, дает положительные результаты в подготовке детей к будущей жизни.