Сейчас трудно найти ребенка, который бы не «зависал» часами в Интернете: малыши смотрят мультики, дети постарше — листают соцсети, и всех не оторвать от игр — ярких, погружающих в другую реальность.
Интернет-зависимость стала социальным явлением и даже занесена в международный реестр заболеваний как нехимическая адреналиновая зависимость. Ребенок (и взрослый тоже) во время игры или просмотра развлекательного контента получает дозу дофамина, минуты радости и счастья, и быстро привыкает к этому.
Если других источников удовольствия нет, то пользование смартфоном становится критически опасным, растет риск возникновения зависимости. Замечено, что чаще погрязают в гаджетах одинокие дети, психологически неблагополучные, которые стремятся уйти от реальности.
Но нам, родителям, это трудно понять, мы не знаем, что делать в этих случаях, потому что наше поколение росло без гаджетов. Как это обычно бывает?
Мама договорилась с малышом: «Смотришь две серии мультиков и выключаешь», но проходит время, а ребенок требует продолжения. Так срабатывает дофаминовая ловушка, он испытывает удовольствие от мультиков. Родители, бабушки или няни не в силах сопротивляться и снова отдают смартфон ребенку.
Другая ситуация, когда маме некогда, она устала, смартфон отдает, чтобы получить небольшую паузу. Но с каждым разом малыш будет настаивать на большем времени такого досуга.
Читайте также: Как отвлечь ребенка от гаджета за одну минуту? Показывает многодетная мама
Как не допустить этого или вовремя остановить повышенный интерес ребенка к пользованию смартфоном, рассказала психотерапевт Екатерина Бурмистрова.
Поэтому в отношениях с гаджетами должны быть четкие правила.
Нельзя давать малышу смартфон как пустышку, нельзя «выключать» ребенка гаджетом. С 4-5 лет нужно объяснять, что мультики — это интересно, но может возникнуть зависимость («Когда сложно выключить, когда хочется снова и снова, когда скучно все, что не в гаджете»). Такой разговор с малышом поможет ему более осознанно пользоваться смартфоном или планшетом.
Когда родителям нужно дома поработать с гаджетом, то лучше сделать так, чтобы ребенок этого не видел — уйти в другую комнату или в кафе. «Если вы хотите ребенка без зависимости, то надо, чтобы и у взрослых членов семьи ее не было», — напоминает психотерапевт. Дети нас копируют. Ребенку трудно объяснить, почему ему запрещено много времени проводить со смартфоном, если папа так делает или старший брат. Ребенок должен видеть что вся семья считает ценным другое времяпрепровождение — вместе. У нас ужин, мы идем гулять. Общаемся, а не сидим в гаджетах.
Ребенку нельзя сидеть бесконтрольно в Интернете. Сначала нужно следить за тем, чтобы малыш смотрел столько, сколько вы ему пообещали, а подростка нужно готовить к тому, чтобы он сам контролировал время. «Мой подход в том, чтобы начиная с 7 лет, когда у ребенка уже есть гаджет, контролировать время его использования. А с 12–14 лет передавать ребенку это на самоконтроль. Потому что если вы будете контролировать подростка, вы столкнетесь с сопротивлением, потеряете с ним контакт», — советует Екатерина Бурмистрова.
То есть нужно не запрещать, а постепенно формировать иммунитет, ставить некие фильтры, когда ребенок умеет с опасностью и возможностью аккуратно справляться.
Кстати, есть эффективная техника для борьбы с зависимостью, называется «диджитал детокс». Семья договаривается о том, чтобы какое-то время проводить без гаджетов. По словам психотерапевта, это непросто, но зато поможет вывести зависимость на чистую воду — рука-то тянется за телефоном. Помочь в этом может общий семейный досуг, например, настольные игры.
«Если зависимость уже возникла, то выясняйте, на чем зависимость базируется. Никогда у ребенка она не бывает сама по себе. Либо это сомнения в себе, либо неуверенность, отсутствие радостей и интересов в реальной жизни. Начинайте выстраивать иммунитет», — резюмирует психотерапевт.
Читайте также: «Дети и гаджеты: 5 главных проблем и что с этим делать»