С шестилетней Таней у родителей вроде бы больших проблем не было. Но со временем мама и папа стали замечать: девочке сложно быстро отвлечься от игры, сделать то, что от нее просят. Таня забывала, о чем ее просили, путалась в порядке действий, если задач было несколько. Определить истинную проблему — слабость процессов программирования поведения и контроля поведения — смог только нейропсихолог.
«В большинстве случаев мозг анатомически не имеет повреждений, а значит никакое исследование, например, томография, не покажет изменений, — объясняет Ирина Константинова. — Здесь идет речь о функциональной недостаточности, несформированности, слабости определенных структур мозга. Именно они определяют нарушения нарушения в формировании психических функций. И показать такую слабость может только нейропсихологическое обследование».
Со стороны, возможно, будет даже непонятно, что специалист обследует ребенка. Игры, разговор, обсуждение картинок, пересказ прочитанного текста, счет до десяти и обратно, рисование, и многое другое. Но именно это дает нейропсихологу возможность сделать выводы: о нарушении речи, поведения и так далее.
«Есть задания, когда мы смотрим, как ребенок выполняет то, чему специально учился, — рассказывает эксперт. — Например, счет или чтение. Другие задания предполагают, что раньше ребенок ничего похожего не делал, и мы наблюдаем, как он на наших глазах учится выполнять незнакомое движение или рисовать новую для него фигуру».
К сожалению, сейчас такие тесты легко можно найти, например, в Интернете. И многие родители или воспитатели в садике их практикуют. Только какой прок в диагностике, если ребенок заранее выучил в садике серию движений или сказку? Это все равно что выучить наизусть таблицу для проверки зрения — на обследовании у окулиста пациент легко назовет все буквы, но улучшится ли от этого его зрение?
«Иногда не удается найти подходящего теста, потому что ребенок знает уже все тесты, которые напечатаны в диагностическом альбоме, — сетует Ирина Константинова. — Возможно, нейропсихологам придется разработать новые задания и держать их в секрете от других специалистов, которые так легко используют диагностические пробы в качестве развивающих упражнений».
Читайте также: «Врач объяснила, как связаны дворовые игры и задержка в развитии ребенка»
Кому поможет нейропсихолог
Детям, у которых есть трудности с обучением. В частности, ребенок может быть неусидчив или плохо усваивает элементарные базовые знания, например, простые геометрические фигуры, и сильно выделяется этим на фоне остальных детей группы или класса.
Детям, имеющим негрубые познавательные проблемы. Другими словами, это легкая степень когнитивных нарушений, снижение познавательных способностей. Их иногда принимают за дислексию, дефицит внимания, даже слабую волю или склонность к плохому поведению. Как правило, эта проблема обнаруживается лишь в младших классах школы, а то и позднее.
Впрочем, иногда оказывается, что проблема на самом деле кроется в недостатках обучения. Например, ребенок очень часто болел и пропустил много уроков в первом классе — теперь, в 3-м классе вдруг выясняется, что он не понимает разницу между сложением и вычитанием или не знает, как правильно писать букву Ф. В таких случаях достаточно вернуться к пропущенной части программы, объяснить то, чего ребенок не понимает, и дать необходимое время потренироваться в новом умении.
Детям с логопедическими проблемами, если классическая программа логопеда не работает. В таком случае специалист может предложить сместить акцент в работе или сначала формировать какие-то более простые процессы, на базе которых появится возможность работать над речью.
Дети с различными особенностями: медлительные, излишне обстоятельные, невнимательные. Если ребенок в детстве боялся куда-то идти самостоятельно, не любил рисовать, а в школе никак не может научиться писать, путает сложение и вычитание, отсчитывает клеточки не в ту сторону, и так далее, это свидетельствует о слабости пространственных представлений. Можно предположить, что впоследствии у него будут проблемы с геометрией и черчением. Но если развить слабые звенья психических процессов, то их можно избежать.
Читайте также: «Тише, не кричи: откуда берутся „громкие“ дети»
Как самостоятельно организовать занятия дома
Не перенапрягать ребенка, не истощать его; чередовать разные виды деятельности, более спокойные и более активные занятия;
В комнате, где проходят занятия, ребенок должен легко ориентироваться, знать, где что лежит. Лучше ничего в привычной обстановке не менять, чтобы не вызвать лишнего стресса и растерянности;
Составить режим дня и донести его для малыша. Для кого-то это будет написанное на доске расписание, кому-то понятнее картинки, например, гитара — музыкальное занятие. Есть дети, которым проще ориентироваться по настоящим предметам — в специальный ящик с ячейками раскладываются в нужном порядке фонарик, бубенчик, мячик и ложка. То есть, подъем, игры, еда, сон.
P.S. Таня занималась с нейропсихологом несколько месяцев. Занятия проходили в игровой форме и постепенно специалист добавляла в программу занятий новые игры и упражнения, требующие от Тани выполнения последовательности несложных действий или движений. Порядок игр обсуждали в начале занятия и изображали в виде картиночного плана. Через полгода таких занятий девочка поступила в школу. По словам мамы, она стала очень ответственной и аккуратной, сама делала домашнее задание и собирала портфель, как правило, ничего не забывая туда положить. Помощь нейропсихолога Тане больше не нужна.
Читайте также: «Проверьте малыша: как понять, что у младенца отклонения в развитии»