Когда речь заходит о мазохизме, люди сразу представляют себе тех, кто получает удовольствие от боли и унижений. Однако, это понятие намного шире. К мазохистам также относятся и люди, для которых страдание — основа жизни.
Что это значит? Представим себе обычного человека, например женщину средних лет. Она ежедневно ходит на работу, задерживается там, потому что «больше некому», потом приходит домой, готовит, прибирается и стирает, потому что «больше некому». На себя у нее нет времени — она постоянно занята, ведь стольким людям нужна ее помощь.
Знакомая ситуация? Мазохист — это человек, который привык, что ни его желания, ни потребности не имеют значения. Единственное, что он умеет — это страдать ради других людей и гордиться этими страданиями.
Откуда берутся мазохисты?
Как и многие наши проблемы, мазохизм уходят корнями в детство. Родители ребенка, не готовые удовлетворять его потребности, дают ему понять, что желать чего-то — неприемлемо. Фактически, он получает сигнал «не живи»: не проси, делай, что говорят.
Маленьким детям для выживания нужны родители и их любовь. Поэтому ребенок, получающий подобные послания, начинает думать, что если он «потерпит», промолчит, сделают, как хотят другие — его обязательно полюбят. Но этого не происходит. Ребенок вырастает, и начинает переносить подобный стиль взаимоотношений и на других людей.
Он отдает близких и друзьям всего себя, надеясь в ответ получить признание. Однако, другие — взрослые люди — не просят его о жертвах, и могут удивиться предъявленному счету (а он будет, хотя мазохист и думает, что он все делает безвозмездно). Это еще больше закрепляет мазохиста в привычном паттерне страданий.
5 признаков мазохизма
1. Вы привыкли терпеть
Мазохиста научили теперь и по-другому он уже не умеет. Не пойти на обед, потому что коллега попросила помочь? Легко. Провести весь день на даче, потому что свекровь попросила прополоть картошку? Запросто.
Мазохист терпит неудобства, хамское и потребительское отношение. Ему кажется, что именно такой тип поведения — самый верный, ведь тогда другой человек заметит ему страдания.
2. Вы склонны к пассивной агрессии
Никто и никогда не учил мазохиста экологично проявлять агрессию. Вероятно, что все его детские попытки вступать в конфронтацию с родителями пресекались на корню. Не зная, как разместить злость, такой человек пытается подавить свои эмоции.
К сожалению, эта стратегия не работает. Любым эмоциям нужно место. При этом, не давая выхода активной злости, мазохист довольно часто прибегает к пассивной агрессии — это позволяет ему и остаться в своих глазах «хорошим» (он ведь ни на кого не напал), и сделать больно другому.
3. Вы забываете про свои потребности
Как часто вы забываете поесть, потому что заняты написанием отчёта по работе? А как часто вы потом рассказываете об этом коллегам и друзьям, используя фразы «Я даже поесть не успела!»?
Мазохист не замечает собственных потребностей, как физиологических, так и всех остальных. Пропустить обед, не спать до утра (если это нужно другому), исполнения чужих желаний — в жизни мазохиста нет места для него самого.
4. Вы провоцируете других
Сразу скажем — если вы оказались в ситуации домашнего насилия, виноват в этом только автор насилия. Неважно, что вы говорите или делаете, решение принимает только он.
Говоря о провоцирующем мазохисты, мы возвращаемся к пассивной агрессии. Например, ваш партнёр сделал что-то, что вам не понравилось, но вместо того, чтобы заявить ему об этом, вы отстраняетесь и наказывает его молчанием. На все его вопросы один ответ: «Ничего не случилось».
В такой ситуации напряжение внутри пары копится и в конечном итоге кто-то взрывается. Обычно это партнёр — мазохист себе такого позволить не может. Итог: мазохист хороший, партнёр — «плохой». Говоря простыми словам: каждому мазохисту нужен садист.
5. Вы ждёте, что другие сами догадаются, что вам нужна помощь
Мазохист не только забывает про свои потребности, но ему также трудно о них заявить. Поэтому он изо всех сил старается услужить другому человеку, чтобы тот осознал, как для него важен мазохист. И вот тогда…
Но «тогда» не наступает. Другой человек не понимает, что за всю вашу заботу вы ждёте плату и считаете, что теперь другой человек должен догадываться о том, чего вы хотите или самостоятельно решать, нужна ли вам помощь.