«Как странно, что твоя девочка в полтора годика еще не ходит. А ведь ее двоюродная сестричка вовсю топала уже в 10 месяцев!», «Вам не кажется, что для двухлетнего ребенка Саша говорит просто фантастически? Даже не верится, что он младше Полины!», «Все мои внуки в 2 годика уже ходили только на горшок. На вашем месте я бы спросила у педиатра, почему ваша девочка отстает…» В семейном кругу, у песочницы, в ясельной раздевалке «сравнительный анализ» чужих и собственных детей идет полным ходом. Едва став родителями, мы тут же начинаем оценивать «достижения» наших сокровищ, усиленно высматривая в них признаки опережающего развития и приходя в полный ужас, если обнаруживается малейшее отставание от статистической «нормы».
«Я вообще тревожная по характеру, — признается мама 4-летнего Дениса. — С самых первых минут жизни моего сына я уже была в панике, потому что по шкале Апгар, которая оценивает жизнеспособность новорожденных, он набрал всего 7 баллов. Слава богу, что через пять минут у него уже было 9! Дальше я боялась, что он недостаточно быстро прибавляет в весе, что у него слишком маленький обхват головки… Я детально анализировала каждую отметку в его медицинской карточке, и мы часами обсуждали ее с мамой. Я по дням записывала все наши достижения: первая улыбка, первый зубок, первый шаг, первое слово, первая ночь без подгузника, первый нарисованный человечек. И я горжусь тем, что все необходимые навыки мой сын приобретает вовремя, это наполняет меня уверенностью относительно его будущего!»
Отец или мать не лучшие судьи способностей собственного ребенка — ведь они слишком субъективны! Если есть вопросы, ими лучше поделиться с врачом или психологом, который сможет сказать, заслуживает ли внимания обнаруженный вами «сбой программы».
Образцовых детей не бывает
Эта забота о строгом соответствии графикам и нормам развития все глубже внедряется в умы современных родителей. Отцы и матери сегодня читают множество популярных журналов и специальной литературы и получают массу информации о так называемых «нормальных» этапах детского развития, хотя ни один ребенок в точности не соответствует стандартной модели, описываемой статистикой. Графики, на которых представлены этапы овладения разнообразными навыками и умениями, усреднены. Никогда не следует забывать, что каждый ребенок, как и каждый родитель, абсолютно уникален! Такие слова, конечно, обнадеживают, но как быть, если ваш ребенок — первый, а потому никаких критериев для оценки его развития у вас нет?
«Я никогда не держала на руках новорожденного до того, как у меня родилась старшая дочка, — рассказывает Элла. — Пришлось положиться на официальный календарь: первая улыбка в возрасте от 4 до 8 недель, в два месяца ребенок держит головку и следит глазами за движущимся предметом, в 6 месяцев садится и начинает что-то лепетать, в 9 ползает на четвереньках, в 10 становится на ножки и т. д. Едва мне казалось, что дочка хоть в чем-то отклоняется от нормы, меня охватывал ужас. А вот со второй и третьей я стала намного спокойнее, поняла, что все этапы развития наступают совершенно естественно, все приходит в свой черед».
Выдающиеся 5 процентов
Многие дети удивляют нас своей зрелостью, глубиной и живостью ума, но в мировой практике лишь 5% из них статистика считает по-настоящему одаренными. Этот термин означает, что коэффициент интеллектуального развития у таких детей выше, чем средний показатель их сверстников. Только тесты IQ, проведенные профессиональными психологами, могут подтвердить или опровергнуть гипотезу о сверходаренности ребенка. Такие тесты проводят с 3-, 4-летнего возраста, и в результате специалисты определяют, в чем именно нуждаются дети, если они действительно опережают сверстников в своем развитии.
Если все идет хорошо, у ребенка есть друзья, он весел и доволен жизнью, тестировать его не имеет никакого смысла. Многие родители мечтают, чтобы их отпрыск оказался сверхвыдающимся. А ведь жизнь таких «особых» детей далека от идиллического спокойствия. Одаренный ребенок подвержен двум факторам риска. Первый из них — это… проблемы со школьной программой. Вопреки тому что мы себе воображаем, лишь 30 процентов сверходаренных детей учатся блестяще. Вторая опасность — это возможное неприятие со стороны сверстников. Одаренный ребенок слишком часто отделен от группы, другие дети недолюбливают его, потому что ему удается сделать больше и лучше, чем они сами; их интересы различны.
И в самом деле, стоит ли объявлять в семье чрезвычайное положение, если ребенок чуть медлит с тем, чтобы начать ходить, или не кушает ложечкой в полтора гoда? «Уже лет 20 назад ученые точно установили три важные вещи относительно развития детей, — говорит французский психосоциолог Жан Эпштейн. — Все новорожденные начинают приобретать разнообразные навыки с самых первых часов жизни. Ведь способности у каждого младенца совершенно исключительные!
Существует невероятное разнообразие вариантов развития в зависимости от каждого конкретного ребенка. Рамки понятия «нормы» в отношении ходьбы, речи, опрятности, чтения и т. д. существенно расширились. Например, сегодня считается нормальным, если ребенок окончательно отказывается от подгузников в промежутке между 2 и 6 годами, а начинает читать — между 4 и 9. Так что если ребенок еще не готов приступить к чтению в 6 лет, в этом нет ничего «ненормального», и не надо заставлять его перескакивать через необходимые ему этапы развития, если ему еще требуется некоторое время, чтобы овладеть этим навыком.
Наконец, изменилось понятие о продолжительности периода, за который должны случиться все «эпохальные» события в жизни ребенка. Утверждение, что все решается в возрасте 3‒6 лет, абсолютно нелепо, так как в детском развитии существуют периоды «наверстывания», и дети уже в подростковом возрасте вполне могут нагнать то, что они «проскочили» в детстве. Если ребенок испытывает какое-то затруднение в 7 лет, это совершенно не означает, что у него всю жизнь будут проблемы. Ребенок вполне способен, если его поддержат близкие люди, вновь войти в гармоничный ритм развития. Все эти научные факты должны были бы обнадежить родителей, но они никогда еще не были так озабочены развитием своих детей, как сегодня!»
Сплошное беспокойство
Что спорить, сегодня мы живем в довольно безжалостном мире. Конкуренция жестока, и у современных родителей есть достаточно оснований, чтобы утверждать: на дистанции, ведущей к успеху, удачнее стартует тот ребенок, который имеет некую фору по сравнению с другими. Если ребенок пропустил занятие по музыке или рисованию, потому что спал после обеда, или не пошел в бассейн из-за насморка, они расстраиваются: как же, упyщена возможность сделать некий образовательный рывок вперед!
Каждый из нас хочет, чтобы его ребенок стал лучшим, самым красивым, сильным и умным. Было бы странно, если бы мы об этом не мечтали! Но…
«Тревожность родителей постоянно подпитывается тем, — подчеркивает детский психолог Инга Рыбакова, — что между реальным и воображаемым ребенком всегда есть разница. Стремления родителей не совпадают с реальными детскими возможностями».
К тому же мамы упрекают себя: «Дочка плохо говорит, потому что я вышла на работу и не уделяю ей должного внимания» («я не отдала в этот кружок», «не наняли репетитора по английскому в 2 года»).
Между тем новые достижения наших детей не происходят во всех областях одновременно. Малыш, занятый освоением приемов ходьбы, просто не может интенсивно сконцентрироваться на развитии речи. Ребенок, который вкладывает всю свою энергию в то, чтобы решить проблему хождения на горшок, будет уделять меньше внимания, скажем, рисованию. Известный американский педиатр Т. Берри Бразелтон утверждает: освоение новых навыков детьми идет неравномерно, за периодами продвижения вперед следуют паузы, во время которых родителям может показать я, что ребенок остановился и даже отступил назад в своем развитии. А на самом деле он просто готовится к новому «броску», и это может потребовать нескольких месяцев усилий и концентрации. Мы, взрослые, привыкли ориентироваться только на конечный результат, а ведь и эти «периоды покоя» очень необходимы нашим малышам: от них зависит гармоничность их развития.
Важно оценивать детское развитие в целом, обращать внимание не только на его ритм, но и на все его области — интеллектуальную, чувственную, эмоциональную. Чтобы добиться профессионального успеха и стать всесторонне развитой личностью, гармония эмоций нужна не меньше, чем всем известный IQ — интеллектуальный коэффициент. «Общительный, довольный собой, окруженный друзьями ребенок так же хорошо „стартует“ в школьной жизни, как и тот, кто с 4 лет умеет читать, — подчеркивает Инга Рыбакова. — Если малыш до школы предпочитает играть, а не считать или писать, это не значит, что у него меньше шансов на успех. Дети, посещавшие курсы раннего развития, и те, кто не был на подобных занятиях ни разу, равны по успеваемости в первом классе».
Миф об одаренности
Никто не станет отрицать, что быть родителем ребенка с блестящими способностями, прекрасно развитого во всех областях, ужасно приятно. Но одаренные дети на самом деле очень редки. Так что не станем насильно превращать наших малышей в будущих гениев человечества прямо с колыбели! Ребенок формирует свой ум, только развивая воображение. Играя, он «работает» со своим внутренним миром и эмоциями и готовится стать взрослым. Европейское воспитание имеет тенденцию форсировать детское развитие. Ни одна азиатская или африканская мама не станет беспокоиться, если в 2 года ее ребенок по ночам не встает, чтобы сходить на горшок. Она знает, что все наладится естественным путем, скажем, к 3 годам. И правда, много вы видели школьников в подгузниках?
Кстати, чем больше мы проявляем нетерпения, тем больше вероятность, что ребенок «застрянет» на одном из этапов развития.
«Встревоженные родители ежедневно переносят свой стресс на ребенка, — подчеркивает психолог Инга Рыбакова. — Малыш четко улавливает любое сомнение в его способностях и, естественно, начинает терять уверенность в собственных силах».
Воодушевление и прогресс
Действительно, лучше позволить ребенку развиваться в его собственном ритме.
«В Японии, — рассказывает Жан Эпштейн, — уже заметили отрицательный эффект от чересчур активных попыток интеллектуaльно „нагрузить“ малышей 2‒3-летнего возраста. Не нужно требовать слишком много от наших детей, не надо „приговаривать“ их к успеху. Иначе они не перенесут первой же школьной неудачи и „сломаются“ при первой же осечке».
Итак, не стоит пичкать знаниями самых маленьких, но при этом необычайно важно постоянно удовлетворять их любопытство.
«Надо прислушиваться и присматриваться к ребенку, — советует Инга Рыбакова, — и предлагать ему те стимулирующие игры, в которых он нуждается, чтобы развивать свои способности».
Нельзя концентрироваться на неудачах и стараться любой ценой с раннего детства заполнить пробел. Гораздо важнее подчеркивать его успехи и радоваться им, чтобы помочь ему обрести уверенность в себе.
Больше интересных и полезных материалов о развитии и воспитании ребенка — в нашем канале на