С одной стороны, он еще такой маленький, мамин, ручной. С другой — ему нужно общение, социум, а родителям — на работу. Да, это очень сложное решение: когда отправлять ребенка в садик, и отправлять ли вообще.
А на самом ли деле ребенку нужен детский сад с точки зрения этого самого социума? Мы задали вопрос популярному психологу, автору книг о детской психологии Людмиле Петрановской.
«Действительно, общение со сверстниками ребенку необходимо примерно с трех лет. Но это не обязательно должен быть детский сад. Это могут братья и сестры, если семья большая. Или друзья-сверстники во дворе, если есть возможность играть с ними часами.
Ребенку нужна свободная ролевая игра со сверстниками. Это значит, что дети делают что хотят. Они играют сами, придумывая игру, развивая ее. Взрослый может предлагать что-то, взрослый может направлять, вмешиваться когда какие-то конфликты, особенно с маленькими детьми. И чем они старше, тем реже взрослый вмешивается. Вот это необходимо».
Для 3-4-летки это может быть маленькая компания, еще один-два ребенка. В 5-6 лет хорошо, когда вместе играют от 2 до 6 детей. Для подростка круг общения может быть еще больше.
Еще раз подчеркнем: первые три года малыш больше нуждается в маме, нежели в коллективе. Поэтому ясли, куда крох отдают в 1,5-2 года — это скорее безысходность, нежели польза. Да, за ними присматривают, но детям такая ранняя «социализация» дается очень тяжело. И если у вас иных вариантов нет, предъявляйте к яслям, куда пойдет ваше чадо, очень высокие требования.
«Если мы не хотим, чтобы ребенок страдал, то в группе должно быть не больше трех детей на одного взрослого, если мы говорим про детей до двух лет, — объясняет Петрановская. — И небольшая группа, если это дети от двух до трех. Чтобы взрослый имел возможность, если ребенку сейчас тяжело, плохо, страшно, носить его на руках, посидеть с ним, покачать, поговорить с ним, покормить с ложки каждого. Этого он не может делать с группой 15-20 человек».
А вот начиная с трехлетнего возраста, дети должны общаться друг с другом. Не полчаса в конце дня, на детской площадке, когда закончились все занятия, а много часов в день. Общение в этом возрасте должно быть основным занятием ребенка.
«Прекрасно, когда в детском саду есть такая возможность, — говорит психолог. — Но чаще бывает наоборот — ребенок целый день в группе, но практически не общается с другими детьми, потому что весь день расписан: занятия, развивалки с утра до вечера. Основное взаимодействие ребенка там — с педагогом. И это совсем не хорошо».
Еще больше интересного и полезного — в эфире «Детского радио». По будням в 22:00 слушаем программу