Зачем учиться летом?
Чтобы поддерживать уровень уже полученных знаний и овладевать новыми, ребенку необходимо заниматься не только зимой, но и летом. Но не только ради знаний и из-за подготовки к школе, а на основании так называемой теории высших психических функций.
Высшие психические функции: память, общение, речь и другие особенно активно развиваются у детей в разные и определенные периоды. Например, память - с 2-х до 5-ти лет. То есть, пока человек еще ребенок, в каждый отдельный момент его жизни с ним происходят изменения, которым можно поспособствовать. Или не поспособствовать. Следовательно, не стоит делать перерыв на лето в развитии малыша, упуская драгоценное время.
Чтобы родители могли ориентироваться в этапах развития малыша, им стоит прочесть любой учебник по возрастной психологии.
Как объяснить ребенку необходимость летних занятий?
Чтобы не возникло проблем с занятиями летом, учеба для ребенка в любое время должна стать в радость. Для многих это звучит удивительно? Увы. А ведь человеческий мозг заточен на то, чтобы обучаться с интересом, и, если этого не происходит, виноваты педагоги, а не ученик. Очень многое, таким образом, зависит от позиции «летних учителей» - родителей, от их отношения к учебе. Их задача – формировать у ребенка правильное отношение к учебе, не забывая, что дети во всем копируют родителей, поэтому обучение должно происходить путем личного примера.
Мамам и папам всячески стоит показывать детям, что их взрослая работа – это нормально, и она им нравится. А учеба – это тоже такая работа, но для ребенка, и она тоже ему нравится. Если это будет очевидно для родителей, ребенок тоже в это обязательно поверит. Точно так же, только с негативным знаком, сформировать отношение малыша к учебе может пренебрежение, отвращение к работе, выраженное или высказанное при нем родителями.
Если родители не в восторге от своей работы, им никогда не нужно говорить об этом своим детям. В этом случае лучше обмануть, сыграть, но дать понять ребенку, что взрослым их работа нравится. По крайней мере, подобное нужно декларировать, делая это, как можно увереннее.
Как приучить малыша к процессу учебы?
Нашему мозгу очень нравятся системность происходящего - ритуалы, которые структурируют время. И взрослым, и детям заниматься летом будет гораздо легче и приятнее, если возвести эти занятия в ранг ритуала.
Вот, настало время учебы, и родитель с ребенком достают одни и те же предметы, садятся за один и тот же стол, на который, предположим, стелят одну и ту же скатерть... И все это - с хорошим отношением, с легким предвкушением, с уважением со стороны тех, кто в это время не занимается. Всем это нравится, все понимают, как это важно, потому что для этого выделено специальное время. И подобное ощущение должны, конечно, задать и поддерживать родители. Для учебы, по возможности, стоит выбрать отдельное место, которое не пересекается с игровыми занятиями. Или хотя бы модифицировать на это время обычный стол. Чем будет больше антуража, окружающего процесс и место для учебы, тем более ребенок будет отделен от окружающего мира и погружен в некий воображаемый, интеллектуальный мир. Важно, чтобы контекст учебы в мозгу ребенка был четко отделен от контекста игры, от контекста просто общения, чтобы ему было легче переключаться. Такое ежедневное повторение одинакового ритуала постепенно выработает у ребенка необходимую привычку учиться.
Занятия не должны быть слишком долгими, чтобы ребенок не устал и не потерял интерес к ним. Лучше закончить их, пока у него еще есть легкое желание продолжать. Главный критерий правильного обучения: ребенку процесс учебы нравится.
А, если он не хочет?
Если ребенок четко понимает систему поощрений и наказаний, то для эффективности учебы вполне возможно прибегать и к ней. Но тогда эта система должна работать всегда, только при этом условии она закрепится у ребенка в голове, как на уровне рефлекса.
Если ребенок не хочет заниматься ни в какую, значит что-то пошло не так. Или ему уже объяснили, что учеба это тяжело и плохо, или процесс учебы для него протекает травматично, орут на него родители, например. После такого, кстати, малыш может на всю жизнь укрепить стойкую неприязнь к учебе. В каждом таком отдельном случае категорического отказа от учебы необходимо разбираться и иногда, кроме прямого принуждения, больше вариантов, увы, не остается. Звучит прямое принуждение примерно так: «Я работаю, работа – это очень важно. Для тебя учеба – это работа. Я работаю, и ты будешь работать, садись и учись!» Очень важно понять, что уговаривать в такой ситуации не годится, поскольку подобный способ общения делает ребенка и родителя равными, а так в момент учебы им общаться нельзя. Если ребенок начнет сомневаться, кто тут главный, он может вообще прекратить делать что-либо, поэтому родитель обязан быть тверд (но не жесток, без применения физических наказаний), точно знать, что он хочет и показывать это ребенку так, чтобы у того не оставалось никаких сомнений в компетенции и уверенности взрослого. Система: «Я – начальник, ты – дурак», как это не покажется кому-то диким, в ситуации, когда дело касается именно учебы, оказывается самым разумным и действенным вариантом.