О детях-индиго общественность активно заговорила в конце 90-х, явление стало даже модным в каком-то смысле. Мол, наступление нового тысячелетия отметилось новым поколением людей, они как будто из другого мира, во всем превосходят своих предшественников, на порядок умнее и талантливее. С рождения легко осваивают несколько языков, учат ментальную арифметику, подают большие надежды в искусстве и музыке. Родители, усмотрев в своем ребенке признаки гения, отдают его школы раннего развития и с пеленок нагружают мыслимыми и немыслимыми занятиями. Так существуют ли на самом деле дети-индиго, стоит ли верить рассказам мам и пап, а может быть, таким образом, взрослые хотят выдать желаемое за действительное?
«Родители всегда желают своим детям самого лучшего. Из благих побуждений они с раннего детства пытаются обучить ребенка всевозможным знаниям. Но бывает, что план мамы и папы не удается реализовать: малыш сопротивляется нагрузкам, не показывает результатов, ведет себя не так как все сверстники. Есть такие дети, для которых традиционные методы воспитания и обучения не работают. В этой ситуации тревожные родители превращают жизнь малыша в сплошное обследование и лечение. Другая крайность, когда взрослые, наоборот, закрывают глаза на некоторые особенности поведения ребенка, объясняя это его гениальностью, неординарностью. И, возможно, прикрываясь околонаучными теориями, теряют время, пропуская патологию».
Кто такие дети-индиго
Термин «дети-индиго» придумала экстрасенс Нэнси Энн Тэпп еще в 1982 году. Женщина утверждала, что некоторые дети обладают аурой именно такого цвета (индиго — это оттенок синего, между темно-синим и фиолетовым). Но, несмотря на популярность термина, точных критериев для определения ребенка-индиго нет. Среди называемых качеств есть и прямо противоположные.
Качества со знаком «плюс»:
неординарные способности,
большой творческий потенциал,
высокий интеллект,
необычайная чувствительность,
даже телепатические способности.
Качества со знаком «минус»:
низкая коммуникабельность,
индивидуализм,
сложности в развитии,
трудности с социализацией,
невосприимчивость к традиционным методам воспитания,
неусидчивость, импульсивное поведение,
В описании признаков можно заметить некий компенсаторный элемент: «Ребенок не усваивает элементарных норм и его невозможно усмирить, это неважно, ведь у него совершенно иное предназначение». Кстати, многим успешным и известным современным личностям приписывают обладание в детстве такими же качествами, что и у детей-индиго. Но доказать это очень трудно — у многих детей схожие характер и темперамент.
Кристальная аура
Позже на смену теории о гиперактивных детях-индиго пришла теория о неторопливых и вдумчивых детях-кристаллах. Название также соответствует цвету ауры — кристально-белому с радужными переливами. Описывающие это явление авторы утверждают, что кристаллические дети обладают тонкой душевной организацией, чистыми помыслами и врожденной мудростью, а позже могут обнаружить в себе способности к целительству. Еще одна особенность — эти малыши не любят шумных компаний, быстро устают от них.
Несмотря на различия в описаниях, похожи индиго и кристаллы тем, что одинаково сложно адаптируются к окружающей среде и не поддаются традиционным методам воспитания. А объясняется это тем, что и у тех, и у других есть своя определенная миссия.
Наукой не доказано
Феномен детей-индиго так и не получил научного обоснования. Если дети с описываемыми качествами попадали в поле зрения врачей, педагогов или психологов, то специалисты пользовались официально принятыми протоколами постановки диагноза, лечения и выдачи характеристик.
Теория о детях-кристаллах также не имеет никакой исследовательской доказательной базы. А авторы и их последователи — это эзотерики, астрологи и люди, обладающие мистическим мышлением. Другими словами, в современной официальной медицине нет такого понятия, как дети-индиго и дети-кристаллы, это псевдонаучные термины.
Что есть на практике?
«В своей практической деятельности я занимаюсь коррекционной работой с разными детьми, имеющими разные особенности развития. Но ни детей-индиго, ни детей-кристаллов, ни родителей таковых детей среди них не довелось повстречать. Возможно, потому что ко мне обращаются ответственные и осознанные родители, которым нужна конкретная помощь от меня как от специалиста. Возможно, таких детей мы просто называем по-другому, используя иную терминологию», — подчеркивает наш эксперт.
По словам психолога, сейчас становится все больше детей с особенностями развития. Но своевременная диагностика позволяет оказывать им качественную помощь, полноценно встраивать в общество.
Хочу призвать родителей не маскировать видимые нарушения в развитии ребенка красивыми романтическими названиями «индиго» и «кристаллы», а обратиться за помощью к специалистам.
Идея одаренности гораздо привлекательней, чем идея расстройства, но, к сожалению она не способна помочь или принести пользу таким детям, а лишь препятствует своевременной диагностике, постановке диагноза, лечению и коррекции.
Что делать, если вы считаете, что ваш ребенок не похож на других
Черпайте информацию из проверенных, надежных источников, анализируйте и подвергайте ее критическому мышлению. Учитесь разбираться в информации, задавайте вопросы. Обладание информацией способно снизить тревогу.
Наблюдайте за своим ребенком, отмечая изменения и динамику в его развитии, как положительную, так и отрицательную. Ведите дневники развития, это поможет и вам и специалистам.
Если вы заметили в поведении, развитии вашего ребенка что-то необычное, или вам говорят об этом окружающие, постарайтесь прислушиваться к разуму, а не идти на поводу эмоций.
За опровержением, либо подтверждением ваших опасений идите к специалистам. Не стесняйтесь уточнить их компетенцию, образование и практический опыт работы. Это нормально. Ищите такого специалиста, которому будете доверять.
Если вашему ребенку поставили диагноз, не оставайтесь с этой ситуацией «один на один». Найдите других родителей или даже сообщества с подобными трудностями. Перенимайте их положительный опыт, делитесь своими успехами и неудачами.
Концентрируйтесь на возможностях, а не на трудностях.
Если вам не удается справиться со своими негативными эмоциями: вы испытываете сильное чувство страха, агрессии, тревоги, злости, раздражения, — обратитесь к психологу. Поверьте, помочь вам оказывается порой быстрее и легче, чем вам кажется. Бесплатная психологическая помощь тоже есть. В конце концов ваше стабильное эмоциональное состояние — это 80% успеха в развитии для вашего ребенка.