Возможности сказки безграничны. Она показывает множество моделей поведения в жизни, передает важный опыт, который не успел еще накопить ребенок. Сказка может овладеть вниманием малыша, обогатить его внутренний мир, помочь понять себя. Сегодня родители и воспитатели уделяют очень много времени интеллектуальному развитию детей, но их эмоциональная сфера остается почти без внимания. Для малыша же, для его психического здоровья чувства играют очень важную роль. Сказка способна полностью компенсировать недостаток развития эмоций.
Сказка учит, наставляет, не навязывая, не ругая, не осуждая и не требуя. Она дает малышу уверенность в себе в любой ситуации, помогает побороть страх, найти выход.
Сказка учит добру, воспитывает ребенка. В ней, как правило, нет полутонов — зло и добро четко противопоставлены. При этом положительный герой всегда находится в более выгодной ситуации и этим перетягивает кроху на свою сторону, позволяет малышу отождествлять себя с ним и становиться лучше, смелее, мудрее, добрее. Вместе с героем ребенок сочувствует, сопереживает, помогает слабым, ищет правильный путь, борется с несправедливостью, может быть, делает ошибки, но исправляет их.
Воспитывая, сказка учит особому восприятию мира, прививает с малых лет законы жизни. Сказочный взгляд на мир подразумевает, что зло никогда не остается безнаказанным, что добро побеждает. Сказка утверждает, что все самое главное и важное достигается трудом и усилиями, а то, что приобретено легко, так же легко и исчезает. Сказочное восприятие мира дает веру в то, что доброму герою всегда приходит помощь, что, прилагая первые усилия, делая верные шаги, встречаешься с удачей.
Сказочное мироощущение ставит на первое место в жизни любовь, дружбу, а не деньги и богатство, подсказывает, что выбор, сделанный сердцем, всегда правильнее, чем продиктованный корыстью и расчетом.
Многовековая народная мудрость, заложенная в сказках, оказалась насыщеннее любой авторской разработки и стала с успехом использоваться психологами. Сказкотерапия как комплексный метод, в отличие от многих других (транзактного анализа, гештальт- и бихевиоральной терапии, юнгианского анализа и анализа по Адлеру, психосинтеза, гуманистической терапии Роджерса и концепции самоактуализации Маслоу), родилась в России и соответствует нашему менталитету. Сказкотерапия профессионально используется психологами более 15 лет, совершенствуется и становится все более популярной.Некоторые идеи, элементы сказкотерапии можно позаимствовать и родителям для работы дома, но скорее для проведения профилактики или небольшой коррекции поведения.
Где мои карандаши?
В сказкотерапии часто используют и арт-терапию. Ребенку предлагается нарисовать героев сказки или какой-то сюжет. Таким образом малыш самовыражается, развивает фантазию и делится с нами своим внутренним миром. Обратите внимание на то, как и какими цветами нарисован рисунок. После чтения сказки предложите крохе изобразить доброго героя и злого (можно просто цветовыми пятнами), вылепить из пластилина Колобка или золотое яичко, снесенное Курочкой Рябой. Пусть такая работа закрепит знания и опыт, переданные сказкой.
Мама, почитай мне о щуке!
Малышу просто нужно читать сказки на ночь. Вроде бы это и понятно, но на сегодняшний день не всем детям удается вырвать маму из суеты дня и послушать о Золушке, Снежной королеве и Нильсе. Многие малыши не могут назвать наиболее понравившуюся сказку, а в качестве любимого героя выбирают персонажа компьютерной игры, комикса или зарубежного мультфильма.
А между тем дети хотят слышать сказки и зачастую даже просят снова и снова перечитывать одну и ту же историю. «Почитаешь мне о щуке?» − спрашивает четырехлетняя Маша. Ее мама неохотно поворачивает голову: «Опять «По щучьему велению»? Сколько же можно?!»
Знакомясь со сказкой, ребенок понимает, как сложен жизненный путь человека, но узнает, что в этом путешествии все можно преодолеть и одержать победу.
Если малыш выбирает сказку и готов слушать ее не один раз, значит, она нужна ему сегодня, она помогает решить какие-то его проблемы, ответить на его вопросы. Не отказывайтесь читать надоевший текст снова: ребенок получит то, что ищет, и сам переключится на другую волшебную историю. Задумайтесь, почему эта сказка сейчас тревожит, завораживает и держит ребенка − и, возможно, вы сделаете открытие для себя.
Читайте не просто «для галочки», читайте с удовольствием, обсуждайте, отвечайте на вопросы ребенка и обязательно помогите ему построить мостик от сказочного повествования к нашей реальной жизни. Превратите время чтения в приятное общение между вами, и, малыш затаив дыхание будет усваивать важные уроки жизни.
Поиграем в сказку?
На занятиях по сказкотерапии дети проживают сказку, играют в нее. Они пытаются растопить сердце Кая, освободить Муху-цокотуху, построить домики за трех поросят и потом бояться вместе с ними. Играть в сказку очень важно. Дети окунаются в волшебный мир с головой, учатся бороться с агрессией, гневом, страхом, они приобретают навыки общения, умение принимать правильные решения в различных ситуациях.
Дома мы можем предложить ребенку представить себя на месте одного из героев и показать его настроение, переживания, повторить поступки. Для снятия напряжения, например, можно использовать игру по сказке «Три поросенка»: сдувать карточные домики, показывать зубки, выгибать спину, злиться, как волк. Для преодоления страха можно разыграть сценку из «Красной Шапочки», когда волк притворился бабушкой. А если малыш слишком робкий, предложить ему победить Змея Горыныча волшебным мечом-кладенцом. Пусть он закрасит головы сказочного персонажа карандашом!
В сказкотерапии используются не только художественные сказки. Психологи предлагают детям дидактические, корректирующие, психотерапевтические и медитативные сказки. Их можно придумать и самостоятельно.
Сочиняем сами!
Вместо того чтобы ругать ребенка или читать ему нотации, сочините ему сказку, которая подскажет, как правильно себе вести. Придумывая историю для своего ребенка, начните ее со слов: «Жил(а)-был(а) принц (принцесса), который (-ая) был(а) очень похож(а) на тебя...» Расскажите о его(ее) жизни, которая тоже чем-то напоминает жизнь малыша. Потом опишите проблему, с которой столкнулся ребенок, только в сказочном виде, и обязательно укажите варианты выхода. Не торопитесь, продумайте заранее всю сказку и разговор с крохой. Не нужно напрямую говорить ему то, что он должен усвоить из вашего рассказа. Малыш вынесет нужное сам.
Сочинять сказки можно предложить и самому ребенку. Если кроха сможет выразить свои мысли, вы многое узнаете о нем, он может поделиться переживаниями, о которых не сказал бы прямо. Малышу еще трудно рассказать целую сказку. Попробуйте предложить ему окончить или продолжить начатую историю. Из слов ребенка можно узнать, как он относится к разводу родителей, к переезду, к своим занятиям музыкой или фигурным катанием, к рождению младшего брата.
Ваня в четыре года стал очень агрессивным, замкнутым и необщительным. Продолжая историю о Колобке, мальчик рассказал, что бабка и дедка испекли еще один Колобок, что сначала первый Колобок хотел играть со вторым, но ему не разрешали. Второго Колобка больше любили, а о нем (мальчик оговаривался и первого Колобка часто отождествлял с собой) забывали...
Ребенок, рассказывая сказку, невольно берет ее сюжет из собственной ситуации, помогая взрослому разобраться во всем.Можно попробовать придумывать сказку вместе, по очереди, а можно просто спросить у ребенка во время игры: «Чем так расстроен зайка? Чего он боится?» или «Что его беспокоит?» И узнать из слов Степашки, что тревожит самого кроху.
Сказки по рецепту
Сказки, точно лекарства, должны соответствовать возрасту и «показаниям». Если малышу только два года, то подойдут сказки о животных с повторяющимися действиями и сюжетами. Чтобы такой малыш понял содержание и смог проследить за событиями и героями, лучше показать яркие иллюстрации в книге или обыграть сказку на игрушках.
Около трех с половиной лет дети приобретают навык отличать сказочную жизнь от реальности. Погружать их в сказку и отождествлять с ее героями с этого возраста уже можно смелее. От двух до пяти лет у малыша формируются образные представления и фантазия. Другими словами, мозг подготавливается к восприятию волшебных сказок.
В зависимости от того, что вы хотите привить ребенку, выбирайте сказки о жадности − щедрости («Сказка о рыбаке и рыбке», «Золотая антилопа», «Морозко»), о смелости − трусости («О трусливом зайце»), о неряхах и чистюлях («Мойдодыр», «Федорино горе») и т. д.