Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Ошибки родителей: почему нельзя учить ребенка читать до 5 лет

За стремление развивать малыша как можно быстрее и как можно раньше, наши дети платят огромную цену. Стоит ли оно того?

21 сентября 2020
методики раннего развития для детйе
Источник:
Getty Images/EyeEm
Светлана Лукка

Психолог и консультант, специалист в сфере детско-родительских отношений

Нам, родителям, хочется, чтобы наш малыш развивался быстро и правильно. Мы готовы много с ним заниматься, искать специальные программы, чтобы помочь ему как можно раньше начать осваивать мир знаний и умений. Сейчас можно найти множество программ по раннему развитию, со специальными методиками обучения, адаптированными для маленьких детей. К пяти-шести годам можно получить настоящих вундеркиндов, которые могут пойти в школу раньше срока, а потом, после университета, на пару лет раньше начать карьеру. Заманчиво, правда? Только не всегда так получается. Давайте разбираться, почему.

Всему свое время

Развитие психики напрямую зависит от развития головного мозга. Именно мозг обеспечивает все психические функции. Поэтому, говоря о развитии ребенка, мы подразумеваем в первую очередь формирование нейронных сетей в головном мозге. И на этот процесс влияет два основных фактора: генетический и средовой.

Генетический фактор

Развитие психики ребенка достаточно жестко запрограммировано. Эта программа отрабатывалась миллионами лет вначале на животных, потом на человеке. Вначале формируются эволюционно более древние функции: схема тела и движение, затем эмоции и общение, и лишь на более поздних этапах — мышление, произвольная память и внимание. Менять план, написанный природой, — дело неблагодарное. В первую очередь потому, что более ранние функции становятся базой для развития более сложных и поздно созревающих процессов.

Например, пространственные представления (право-лево, далеко-близко, позже — чертежи и карты) базируются на сформировавшейся ранее схеме тела. То есть вначале ребенок начинает чувствовать собственное тело и его положение, и лишь потом может понять внешнее пространство.

Другой пример. Для нормального развития речи ребенок должен вначале набрать опыт различения бытовых шумов: скрип двери, стук посуды, пение птиц, и лишь потом он начнет различать звуки человеческой речи.

Когда конкретно произойдет овладение тем или иным психическим навыком, зависит от индивидуальных особенностей ребенка и ситуации, в которой он растет. Однако какую бы функцию мы не взяли, у нее всегда будет возрастной период, когда она активно развивается. В другой возрастной период (не важно, до или после) природой не запланировано развитие конкретно этой функции, в основном потому, что мозг должен развивать другие навыки. Мы приходим к самому важному принципу развития: всему свое время.

ребенок грызет ногти как отучить
Источник:
Claudia Burlotti/DigitalVision/Getty Images

Средовой фактор

Второй важный фактор развития психики ребенка — это среда. И если гены мы кардинально поменять не можем, то в наших руках создать благоприятные условия для формирования психических функций. Только что значит «благоприятные»? Если в четыре года ребенок обложен книжками и тетрадками и учится правильно держать ручку — это благоприятная среда для него? Ответ «нет», потому что в этом возрасте мозг еще не готов к освоению навыков чтения и письма, зато готов к развитию эмоциональной сферы, которая требует активного взаимодействия как со сверстниками, так и с членами семьи.

До пяти лет учиться читать практически бессмысленно, потому что способность соотносить образ печатного слова с его значением появляется лишь к пяти годам, потому что требует участия достаточно поздно созревающих отделов мозга. Соответственно, мы можем надрессировать ребенка складывать буквы в слоги и даже в слова, но полноценно понимать смысл прочитанного он, с большой вероятностью, не сможет. Но самое обидное, что формируя несвойственные данному периоду навыки, мы обкрадываем те функции, которые должны формироваться.

Другими словами, вместо того, чтобы сидеть в песочнице, играть в дочки-матери или врача, ребенок садится за парту и начинает делать что-то, вовсе не свойственное его возрасту и уровню развития. У меня возникает вопрос: зачем ему учиться читать в четыре года и решать простые уравнения в пять? Чтобы пойти потом сразу в третий класс, поступить в университет в четырнадцать, защитить докторскую к двадцати трем? Или чтобы родители с гордостью рассказывали о достижениях своего чада?

Цена раннего развития

Раннее обучение часто приводит к дефициту развития эмоциональной сферы. В жизни это проявляется в неумении понять, какие эмоции в данный момент человек испытывает, к трудностям отношений с окружающими — мало или нет совсем друзей, непредсказуемые поведенческие реакции. Это та цена, которую в будущем может заплатить ваш ребенок за умение читать на два года раньше, чем остальные. Также часто бывает, что юные вундеркинды быстро утомляются и не в состоянии удерживать внимание во время учебного процесса. Эти проблемы, к сожалению, «вылезают» только в школе, когда скорректировать ситуацию уже сложно, потому что те отделы мозга, которые отвечают за работоспособность, в норме формируются в три-пять лет, во время двигательной активности.

Ошибки родителей: почему нельзя учить ребенка читать до 5 лет
Источник:
Getty Images/iStockphoto

Конечно, у нас много примеров, когда ребенок сам хочет читать, рисовать или заниматься музыкой в достаточно молодом возрасте. И готов этим заниматься в ущерб играм и беготне. Причин такого хода развития мозга может быть много, здесь надо разбираться с каждым отдельным случаем. Иногда это рано проявляющиеся таланты и способности, а иногда — дисфункция работы головного мозга, как, например, при аутистических расстройствах. Однако засаживать ребенка за уроки против его желания точно не стоит, потому что, ломая логику развития мозга, мы приобретем значительно меньше, чем потеряем.

Важно помнить, что в норме (то есть в среднем у всех детей) развивать чтение, письмо и счет раньше пяти-шести лет смысла не имеет, и может даже привести к неприятным последствиям. Всегда важно наблюдать за собственным ребенком и отмечать то, чем ему нравится заниматься. Если хочется в 4 года играть с детьми и бегать, то надо дать ему эту возможность. Тяга к академическим знаниям придет позже. Потребность в развитии заложена в наш мозг природой. Нет детей, которые не хотят развиваться. Вопрос только, в каком направлении.

В самых общих чертах принцип своевременности выглядит так:

  • до трех лет — развитие моторики,

  • до шести-семи — эмоций,

  • до десяти-двенадцати — когнитивных функций.

К 12 годам закладываются основы психики и начинается половое созревание. В дальнейшем ребенок, а затем и взрослый, будет только количественно накапливать знания и умения, но для этого у него должен быть правильно сформированный головной мозг.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения