Моему сыну 10,5 лет. Он профессионально занимается музыкой. Очень добрый парень, но считает себя умнее других, в том числе педагогов. Это выражается в том, что сын старается все делать по-своему. Хотя учится отлично и многими вещами интересуется. Еще он у нас гиперактивный, педагоги называют его неуправляемым. Что делать в такой ситуации?
Елизавета, г. Самара
Вы написали, что ваш сын гиперактивен. Что это означает: ему поставлен соответствующий диагноз или он просто высокоактивен? И в том, и в другом случае ребенок может быть трудноуправляем и неудобен для взрослых. Но имеются и существенные различия в поведении. Так, при повышенной энергетике ребенок способен мыслить крупномасштабно, ставить цели и добиваться их достижения, твердо зная при этом, чего он хочет. Задача взрослых — научить применять все эти таланты во благо.
Поведение же ребенка с гиперактивностью не отличается целенаправленностью. При этом он зачастую не прислушивается к советам и рекомендациям взрослых, спорит с ними, не признает авторитетов, не предвидит последствий своих поступков. При диагностировании у ребенка гиперактивности ему требуется помощь врачей и психологов.
В любом случае, с сыном полезно регулярно в форме диалога обсуждать этические аспекты его поведения. Например, можно проговаривать следующие вопросы: «Что значит быть умным?», «Как следует вести себя умному человеку?», «Нужно ли стыдиться любого незнания или неумения?». Надо донести до ребенка мысль о том, что если кто-то считает себя умней других, это еще не повод относиться к людям свысока и пренебрежительно.
Ребенку также важно усвоить, что только проявляя уважение к другим людям можно рассчитывать на уважение по отношению к себе. Следует обсудить и правила, по которым строится обучение в школе. Предложите сыну представить себя в роли учителя, у которого есть очень умный ученик. Как бы он повел себя, если бы его ученик все делал по-своему? Как бы он налаживал отношения с таким учеником? Следует отметить, что часто за вызывающим, отчасти даже нахальным поведением может скрываться высокая уязвимость, низкая самооценка. В этом случае следует отмечать положительные моменты в поведении ребенка, говорить ему, что вы верите в него и в его способность справляться с возникающими трудностями. И чаще проявляйте уважение к интересам и мнению сына.
Больше полезных материалов о воспитании и детской психологии — в нашем канале на