Почему он не может говорить шепотом, когда нужно?
Когда ваша трехлетняя дочь хочет сообщить вам свой секрет на ушко, ее слышат все в радиусе 50 метров. Особенно неудобно с этим бывает в театре, в церкви и в других местах, где не принято разговаривать громко. При этом вы много раз слышали, как ваш ребенок говорит шепотом.
Действительно, с анатомической точки зрения ребенок младшего возраста вполне способен переходить на шепот по собственному желанию. Встречаются даже дети, которые предпочитают почти все время говорить шепотом (обычно родителей это беспокоит ничуть не меньше, чем произнесенные вслух комментарии во время спектакля). Все дело в недостаточном умении ребенка контролировать громкость своего голоса. Помочь малышу адаптировать его вокальные возможности к различным социальным ситуациям – важная воспитательная задача. Перед походом в театр, в церковь еще раз напомните правила этикета, кратко объясните, почему так принято себя вести, и обязательно потренируйтесь.
Почему он предпочитает ваши игрушки своим?
Вы серьезно потратились на развивающие игрушки из экологически безопасных материалов, но ребенок занимается ими не больше пяти минут – и снова тянется к вашему телефону, пульту от телевизора и компьютерной мышке…
Малышей интересуют предметы для взрослых, потому что подражание взрослым, идентификация с ними – основной способ развития. И как ребенка может оставить равнодушным маленькая пластиковая коробочка, поднося которую к уху мама говорит то громко и радостно, то переходит на шепот, смеется, делает удивленное лицо, вздыхает, сердится! Кроме того, то, что запрещено, особенно притягивает внимание. Запретить трогать кастрюли – верный способ заинтересовать ими ребенка. Поэтому не стоит ограничивать развитие малыша слишком строгими правилами. Разрешите ему играть так, как он хочет, чтобы развить его воображение и творческие способности. А в большом количестве «развивающих» игрушек вовсе нет необходимости.
Почему он называет папу мамой?
Разумеется, он отличает маму от папы. По поводу различения полов тоже вряд ли стоит беспокоиться. Речь идет, как выразился бы филолог, об «экономии языковых средств». Есть привычное, приятное для голоса и слуха слово для обозначения взрослого, который о тебе заботится, – иногда ребенку его бывает достаточно, чтобы определить этим словом все понятие близкого, «своего» взрослого. Скорее всего, если малыш назвал папу мамой, папа активно участвует в уходе и воспитании, «занимается ребенком» не меньше, чем мама. Чтобы эта ошибка не закрепилась в привычку или игру, спокойно поправьте малыша и в разговорах с ребенком почаще называйте членов семьи так, как вы хотели бы, чтобы малыш называл их.
Почему он не может разговаривать по телефону?
Телефон интригует детей с самого раннего возраста, но использовать его по назначению получается у них далеко не сразу. Ребенок нажимает все кнопки подряд, вертит трубку в руках, облизывает ее и хихикает, но ответить на приветствие бабушки, ожидающей на линии, не торопится. А все потому, что он не видит ее. Чтобы разговаривать с невидимым собеседником, ребенку нужно создать его образ в воображении, а эта психическая функция у него пока еще недостаточно развита. Мы, взрослые, часто забываем, что привычные для нас телефон, компьютер и другие «взрослые» предметы предназначены для взрослых, высшие психические процессы которых полностью сформированы. Чтобы связать голос, который ребенок слышит, приложив телефон к уху, с понятием «бабушка» или «тетя», требуется сложная интеллектуальная работа. Да и голос бывает не так легко узнать. Поэтому бабушке не стоит обижаться на внука, который не хочет с ней поговорить. Ничего личного…
Почему он думает, что можно прятаться, закрыв глаза руками?
«Мама, ищи меня!» – кричит ребенок и закрывает глаза ладошками. «Ку-ку», младенческий вариант пряток, – любимая игра мам и малышей во всем мире. В некоторых странах умение играть в «ку-ку» даже считается показателем нормы возрастного развития. Но неужели малыш всерьез думает, что можно спрятаться, закрыв глаза?
Чтобы понять, что происходит, вернемся немного назад. Ребенку потребовалось восемь месяцев, чтобы усвоить понятие, которое психологи называют «постоянством объектов». Мэтр в области когнитивной психологии Жан Пиаже утверждал, что дети в возрасте до восьми месяцев не могут воссоздать образ предмета, если он находится вне их поля зрения. Это означает, что для младенца окружающие объекты, включая его мать, таинственным образом появляются и исчезают. Взрослея, ребенок начинает понимать, что предметы не только продолжают существовать, когда он не видит их, но могут также перемещаться и возникать в другом месте. Мама выходит из комнаты, но не пропадает, хотя малыш ее не видит. Погремушка, брошенная на пол, теряется из поля видения, но вновь появляется, когда ее поднимает взрослый. Музыкальная игрушка, накрытая платком, продолжает издавать звуки. Это открытие так важно для ребенка, что радость от него он еще долго стремится сохранить, забавляясь игрой в «ку-ку». Малыш уже знает, что, когда он откроет глаза, исчезнувший мир вновь появится. Но какое-то время продолжает считать, что он сам исчезает и появляется вместе с окружающим миром!
Почему он так рано встает в воскресенье?
В выходной, когда наконец-то можно поспать подольше, ребенок поднимается еще раньше, чем в обычные дни, когда вам приходится его будить.
Даже маленький ребенок отлично понимает, что пришло воскресенье, потому не слышит привычной утренней суеты: в душе не шумит вода, в кухне не включают радио… Значит, папа и мама никуда не спешат и весь день проведут с ним! Отсюда желание разбудить родителей как можно раньше, чтобы получить максимум их внимания, времени для игр и развлечений. Под таким углом зрения ситуация выглядит более лестной, не правда ли? Воспользуйтесь этим периодом! Еще несколько лет – и вам придется упрашивать ребенка что-то сделать вместе с вами.
Почему он всегда выигрывает у меня в «Мемори»?
В отличие от вас, ребенок не размышляет во время игры о том, что приготовить на ужин и не прокручивает в уме вчерашние переговоры с начальником. Для него игра – это серьезно, он полностью на ней сконцентрирован и вкладывает в нее всю свою энергию. Выиграть у вас в «Мемори» – сейчас его главная цель, в то время как для вас это не более чем развлечение. Кроме того, в начале целенаправленного обучения кратковременная память ребенка действительно может работать лучше, чем у взрослого, полагающегося больше на долговременную память, а также на всевозможные «напоминалки». Игра в «Мемори» полезна не только малышу, но и взрослым, ведь доказано что именно кратковременная память является основой всей интеллектуальной деятельности.
Почему дочь хочет носить только розовое?
С тех пор как ей исполнилось три года, дочь отказывается надевать одежду другого цвета и вообще требует, чтобы ей разрешили носить костюм принцессы в детский сад, на прогулку и в поликлинику.
К трем-четырем годам ребенок знает о своей принадлежности к определенному полу и ясно различает пол окружающих людей, хотя часто делает выводы о половой принадлежности, исходя из случайных внешних признаков – одежды, прически. Поэтому «розовый период» можно рассматривать как важный этап в формировании образа «Я» ребенка. Розовая одежда позволяет девочке заявить окружающему миру о своей половой принадлежности, а платье принцессы – о высокой самооценке (которая, кстати, в этом возрасте отличается особенной хрупкостью). Поэтому, даже если вы не в восторге от леденцовых тонов, отнеситесь к выбору дочери с уважением. Это не значит, что стоит идти у нее на поводу и позволять носить корону везде и всюду. Вы можете объяснить ребенку, что и настоящие принцессы надевают ее в особо торжественных случаях, а вот хорошие манеры и красивая осанка – неотъемлемая часть образа.
Почему он отказывается есть дома то, что ест в детском саду?
Молочная лапша, творожная запеканка, тертая морковка – все полезные блюда, что дома с недовольной гримасой отодвигаются в сторону, в детском саду не вызывают протеста и, по словам воспитателя, поглощаются с удовольствием…
Все просто: малыш понимает, что в яслях и в саду правила другие и чувствует, что на нейтральной территории отработанные дома приемы шантажа не пройдут. И дело не только в следовании примеру большинства. Для ребенка еда, приготовленная мамой, – это не просто пища, это любовь и забота в чистом виде! Он или принимает их, съедая то, что ему дают, или самоутверждается, заявляет о своей автономии, добивается признания собственных вкусов и желаний, отказываясь от еды. В детском саду не только вкус у еды другой – там другой микроклимат. В процесс принятия пищи не заложена такая мощная эмоциональная начинка, никто не «нависает» над маленьким едоком, спрашивая без конца: «Ну как, нравится? Вкусно?» Родителям стоит попробовать добиться снижения эмоционального напряжения, которое часто возникает, когда маленького ребенка приучают есть «взрослую» еду.
Почему он капризничает, когда вы уходите вечером?
Вы собираетесь поужинать с мужем в ресторане, ребенок остается на три часа с няней, к которой давно привык и с удовольствием проводит с ней время днем. И вдруг за полчаса до выхода малыш устраивает настоящий концерт с рыданиями, разбрасыванием игрушек и цеплянием за ваше платье. В чем дело? Маленькие дети очень чувствительны к любым изменениям в их окружении. Их локаторы, настроенные на вас, улавливают ваше настроение, состояние, ритм и отправляют малышу сигнал: что-то не так. Мама явно ведет себя не так, как обычно. Вечерний ритуал сокращен, мама думает о чем-то другом, даже ее запах изменился! Поэтому, если ваши вечерние выходы – редкое и непривычное для малыша явление, к ним стоит подготовиться. Проведите весь ритуал укладывания без спешки, стараясь, чтобы он ничем не отличался от обычного. Переоденьтесь и подушитесь уже перед выходом из дома. И, главное, если вас беспокоит чувство вины, еще раз скажите себе, что вы не делаете ничего плохого и ваш отдых положительно скажется не только на вас, но и на ребенке, и на ваших с ним отношениях.