Как писал Толстой, каждая семья несчастлива по-своему — и одной из причин такого несчастья может быть патологическая зависимость одного партнера от другого. К слову, в Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам США «патологическую любовь» еще не включили, однако психологи уже квалифицируют ее как зависимость.
Так, доктор философии Энни Танасугарн называет основные признаки любовной зависимости:
у вас проблемы с выстраиванием личных границ в отношениях, ощущение, что их нет;
вы боитесь, что партнер вас бросит;
очень боитесь остаться в одиночестве;
пытаетесь изменить партнера;
стремитесь контролировать и манипулировать им;
играете роль спасателя или жертвы;
чтобы контролировать друг друга, вы используете эмоциональные качели;
ощущаете собственную никчемность, если отношения закончились;
у вас резкие перепады настроения, когда отношения на паузе;
налицо созависимое поведение, постоянная потребность контактировать с партнером, делать все вместе, добиваться одобрения партнера и т.д.;
ставите потребности партнера выше своих.
Психологи отмечают, что патологическая любовь по «симптомам» напоминает пограничное, нарциссическое и биполярное расстройство личности.
Как зависимость связана с детской травмой
Нездоровое поведение в романтических отношениях не всегда связано с травмой в юном возрасте. Однако травматический опыт действительно способен повлиять на то, как человек видит мир, себя в нем и то, как он общается с близкими людьми.
Так, если ребенок рос в условиях хаоса, обстоятельства вокруг него постоянно менялись и были непредсказуемыми, во взрослом возрасте его может тянуть к постоянным эмоциональным потрясениям.
К примеру, человек может сознательно отказываться от здоровых и безопасных отношений в пользу токсичных, которые дают больше «драйва».
Нездоровое поведение может быть спровоцировано детской травмой, связанной с формированием привязанностей. Например, от ребенка кто-то отказался или предал его: так он может ощущать себя после развода родителей или неудачного усыновления. В итоге во взрослом возрасте у человека разовьется небезопасный стиль привязанности — он будет буквально озабочен романтическими отношениями.
Точно так же, утверждают психологи, детские травмы связаны и с другими зависимостями — от наркотиков, спиртного или видеоигр. Они дают человеку возможность быстро удовлетворить «порыв души» (положительное подкрепление) и временно избавиться от эмоциональной боли (отрицательное подкрепление).
К слову, проводить такие аналогии уместно, так как в недавнем исследовании ученые сравнили «зависимых от любви» людей с теми, у кого диагностировано расстройство, связанное с употреблением психоактивных веществ. Оказалось, что в обеих группах у испытуемых наблюдалась повышенная активность в определенных областях мозга.
Кроме того, люди сообщали о чувстве эйфории, тяги, привыкании, зависимости, эффекте отмены и рецидивах. Выяснилось, что нейротрансмиттеры и ряд гормонов (дофамин, серотонин, окситоцин и вазопрессин) могут провоцировать компульсивное поведение в отношениях — и приводить к той самой патологической привязанности.