Всему свое время
Многих родителей информация о том, что заниматься с ребенком математикой надо начиная с трех лет, может удивить. Не рано ли? Однако специалисты утверждают, что нет. Ведь математика — это не просто умение считать, а способ развить полноценное гибкое мышление. Просто начинать процесс обучения надо в доступной для ребенка форме — игровой.
Как бы мы ни хотели все знания быстренько вложить в голову ребенка — это неправильно. Потому что наука говорит о возрастной периодизации, о том, что каждому возрасту присущи свои способности. Пока эти способности не созрели, нельзя переходить к следующему этапу. По этой же причине не нужно пичкать малыша цифрами и правилами в совсем юном возрасте: до трех лет познавательный интерес сосредоточен на совсем других предметах.
Если ребенок просто откажется выполнять задания, будет скучать и с трудом отвечать на объективно сложные для него вопросы, он просто разлюбит математику. Есть золотое правило дидактики Яна Амоса Коменского, которое он описал еще в XVII веке: двигайтесь от простого к сложному.
Как заниматься математикой с трехлеткой
Приемов очень много, этот вопрос нужно изучать серьезно. Но для начала важна мысль, что математика — часть окружающего мира. Посмотрите, что в комнате отсылает к математике? Окна — у них прямоугольная форма. У стола четыре ножки, четыре ножки и у кошки, и у мышки. Исследуйте окружающий мир, и не забывайте про себя. Ребенок разве не предмет измерения? Мама большая, а малыш маленький. Вы же не зря отмечаете рост ребенка на дверном косяке?
А вышли на улицу — кругом математика. У дерева ствол один, а листьев и веток на дереве много. Обратите внимание на форму листочков, они разные, могут быть большие, а бывают и маленькие. Так ребенок знакомится и с названием дерева, и с понятиями «один и много», «много и мало». Это первый шаг на пути развития способностей.
Говорите с детьми — без речи нет мышления
В возрасте трех лет развитие способностей идет рука об руку с развитием речи. Речь и мышление — это два механизма одного процесса. Если ребенок не умеет ничего сказать, откуда вы узнаете, как у него развивается мышление? Если ребенок с вами не говорит, откуда вы узнаете, какой у него словарный запас?
Беда современных родителей в том, что они очень мало разговаривают с детьми: дают гаджеты, оставляют у телевизора с мультфильмами. Однако научно доказано, как развивается речь — она развивается по типу «услышал — повторил». Только таким образом обогащается словарь ребенка.
Катастрофическое уменьшение словарного запаса современных детей — это настоящая беда, с которой я не знаю, что делать. Учителя бьют тревогу, воспитатели в детском саду тоже в ужасе. Потому что они рассчитывают на учебные пособия для определенного возраста, но работать с детьми по ним воспитатели не могут, поскольку должны начать с обогащения словаря ребенка. Получается так: дети выполняют задания из пособий (нарисуй мячик, нарисуй кружок, нарисуй квадрат), однако не в состоянии назвать эти фигуры.
Что должен уметь ребенок 3–5 лет
Первое — ребенок должен уметь разговаривать, по крайней мере в пределах близкого окружающего мира. Что касается математического развития, то трехлетний ребенок должен уметь считать до 5, уметь сравнивать числа по количеству входящих в них элементов и уметь уравнивать эти элементы. Например, решать простые задачки с конфетами: зайке дали три конфеты, мишке две конфеты, что нужно сделать, чтобы у Мишки и Зайки конфет было поровну?
Возраст 4-5 лет даже с точки зрения психологии считается очень важным по объему усвоения информации. Можно давать более сложные задачи: дети спокойно справляются с счетом до 10, выбором правильного из нескольких ответов.
Ребенок не пишет цифр в пять лет — рука еще не готова. Но мы в своих книгах даем все цифры точечками и просим их обвести по точкам. Цифра красивая, ребенок ее обводит и радуется, что он хорошо поработал.
Еще Сократ говорил. «Я слышу и я забываю, я вижу и я запоминаю, я делаю и я понимаю». Не случайно обучение в детском саду, да и в школе построено на следующих методах:
словесный — посчитай, назови, скажи;
наглядный — сколько всего, почему, кто это и что это;
практический — ребенок пальчиком пересчитывает, в тетради рисует, обводит, закрашивает и соединяет.
Если обучение проходит правильно, то есть от простого к сложному, то дети всегда занимаются с удовольствием. На курсах повышения квалификации для педагогов дошкольного образования, где я преподаю, учителя говорят, что с появлением современных пособий они стали получать удовольствие от проведения занятий по математике, поскольку предмет начинает нравиться и самим детям. Они не хотят уходить с занятий, а приходя в сад, спрашивают у педагога: а когда у нас будет математика?
Еще больше интересного и полезного — в эфире «Детского радио». По будням в 22:00 слушаем программу «