Все больше и больше родителей сталкиваются с таким понятием, как педагогическая запущенность. При педагогической запущенности ребенок рождается здоровым и соответствующим всем нормам, но затем, из-за недостатков обучения и воспитания, его развитие в некоторых сферах останавливается.
Причины у педагогической запущенности могут быть разными. В одном случае педагогическую запущенность может спровоцировать учитель ребенка — это происходит в том случае, если педагог создаёт нездоровую атмосферу в классе, при которой ошибаться и просить помощи — стыдно. Ребенок привыкает отмалчиваться, чтобы лишний раз не стать предметом насмешек.
Также на педагогическую запущенность может влиять климат в классе и школе — иногда дети жестоки по отношению к тем, кто учится хуже/слабее. И конечно, важна семья ребенка — в случае, если ребенку не уделяется внимание, с ним не занимаются и не поддерживают, развитие ребенка тоже останавливается.
Признаки педагогической запущенности
У педагогической запущенности немало признаков, но не стоит забывать, что не все они встречаются у одного ребенка. Некоторым детям труднее соблюдать морально-этические нормы, у других проблемы возникают с учебой или социализацией.
Ребенок импульсивный, легко отвлекается.
Ребенок не соблюдает правила, даже если они ему известны (дома, в школе, в общественных местах).
Ребенку мало что интересно, у него довольно узкий кругозор.
Ведёт себя не по возрасту.
Лучше находит общий язык с теми детьми, которые его младше.
Грубит, капризничает, ведёт себя вызывающе.
Эмоционально лабилен — эмоции слишком быстро сменяют друг друга, ребенок не умеет их контролировать.
Ребенок апатичен, лучший досуг — полежать с телефоном.
Не может долго делать важное, но неинтересное дело (например, домашнее задание).
Ребенок врёт — обещает что-то, а затем сознательно не выполняет обещание.
Что с этим делать?
Если речь идёт о здоровом ребенке, ставшем жертвой обстоятельств, без психологической и педагогической помощи ему не обойтись. В противном случае ребенка ждёт дезадаптация, которая в подростковом возрасте может привести к проблемам с законом, употреблению психоактивных веществ и множеству других трудностей.
Залогом успеха, в первую очередь, станет налаживание отношений с ребенком. Вам необходимо услышать друг друга — только так вы сможете понять, какие препятствия стоят на пути у ребенка, а он — захотеть и поверить в то, что все ещё можно изменить.
Что делать при педагогической запущенности
Регулярно заниматься, в идеале — делать это каждый день. Занятия должны быть разнообразными и интересными ребенку.
Обратиться за помощью — не обязательно все делать самим. Попробуйте найти для него репетитора или учителя в школе, который способ поддержать ребенка и готов ему помогать.
Следите за режимом — дети должны правильно питаться и высыпаться.
Чередуйте активности — для адекватного развития ребенок не только учиться, быть физически активным.
Хвалите его — любое усилие и труд заслуживают награды. Подумайте о системе мотивации.
Социальная поддержка и адаптация — ребенку нужна группа сверстников, в которой он будет принят и понят. Это могут быть как дети ваших друзей, так и дети с различных кружков и секций.