Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения
уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер
Проблемы с речью передаются по наследству? Мнение эксперта
Если папа заикается, будет ли заикание у его детей? Дедушка всю жизнь быстро и сбивчиво говорит. Повлияет ли это на речь внучки? Специалист объяснил, как формируется речь у ребенка.
19 мая 2022
Ольга Громова
педагогика
кандидат педагогических наук, доцент, автор пособий по развитию речи издательства «Творческий центр «Сфера»
Хорошая речь считается чрезвычайно важным условием благополучного развития ребенка, поэтому родители ревностно следят за успехами своих детей. Мы радуемся первому гулению малыша, попыткам повторять услышанные звуки, узнаванию своего имени. После первого дня рождения родители и родственники ребенка с нетерпением ждут «первые слова». Но взрослым невдомек, что для начинающего говорить и ходить ребенка два этих действия вместе являются взаимоисключающими.
Сначала движение, потом слова
Ребенок, делая первые шаги, должен внимательно смотреть под ноги и прямо перед собой, в противном случае высок риск падений и травм. Детское внимание полностью сосредоточено на усвоении нового двигательного навыка, и малыш просто не успевает и ходить, и говорить одновременно.
Специалисты, работающие с детьми раннего возраста, отмечают такую особенность: когда ребенок делает первые попытки самостоятельного хождения, спуска по лесенке, катания с горки, он многократно и неустанно повторяет одно и то же движение, стремится довести его до совершенства.
Самостоятельное движение для него чрезвычайно важный социальный навык, который обеспечивает его «автономию» от взрослого, дает ощущение свободы выбора и передвижения. Именно поэтому дети, которые уже «умеют говорить» (то есть родители слышали от них несколько слов), на время обучения хождению как бы забывают об этом навыке. Спустя какое-то время потребность в речи опять выйдет на первый план, но у родителей неожиданный регресс всегда вызвает много тревог. Еще один популярный повод для паники — ожидание, что ребенок повторит речевые сценарии своих ближайших родственников. Вот что стоит знать об этом.
Наследие предков
Папа поздно начал говорить, до школы ходил в логопедический сад. Пойдет ли его сын по той же дорожке или нет? Дедушка всю жизнь быстро и сбивчиво говорит. Повлияет ли это на речь его внуков?
Это типичные вопросы, которые родители задают себе и специалистам. Но наука пока не знает точного ответа, возможно ли появление генетически наследуемого дефекта у близких людей. И вот почему: речь — это прежде всего социальная функция, мы не получаем родной язык по наследству, а учим его, вырастая в определенном окружении.
Одной из наиболее животрепещущих тем в современной логопедии является проблема коррекции заикания. По данным статистики, количество людей с этим дефектом речи в популяции варьируется примерно в пределах 2–4%, однако в неблагополучных условиях (войны, стихийные бедствия, технологические катастрофы) возможен спонтанный рост таких случаев.
Переживая неблагоприятные условия, люди значительно чаще подвержены стрессам и негативным переживаниям, а при слабом типе нервной системы это может спровоцировать «эпизод» заикания. Подобный срыв может случиться у любого человека в стрессовой ситуации, но у большинства людей он бесследно пройдет, а у ребенка с его подвижной психикой и впечатлительностью может как бы «записаться» в памяти — и возникнет заикание.
Как справляться с заиканием
По данным лингвистов, наличие заикания свидетельствует о сформированности морфологической и синтаксической структур языка, которая нарушается при появлении в речи запинок, при этом «внутренняя речь» человека не страдает. Ребенок, у которого появляются проблемы с плавностью речи, подсознательно начинает меньше говорить, может практически отказаться от развернутых фраз в пользу коротких реплик. Это может помочь на какое-то время, но, если не заниматься с логопедом, проблема усугубляется, малыш от «милых» повторов слов и слогов переходит к судорогам, которые возникают в области губ, лица, шеи, могут распространиться даже на движения головы или скованность рук при общении с другим человеком. При этом, чем младше ребенок, тем легче постепенно вывести его из этого состояния, создав специальные условия для общения, тренируя и совершенствуя плавную речь. Семьи, в которых заикается кто-то из взрослых, должны отнестись к этой проблеме со всей серьезностью, сразу начав работу по исправлению речи ребенка вместе со специалистами.
При этом важно помнить, что наследуется не заикание, а только тип нервной системы. Конечно, наличие заикающегося родственника, особенно в близком окружении ребенка, усложняет работу специалиста, но не делает ее невозможной. За последние десятилетия появились новые методики, эффективная лекарственная терапия, поэтому только от терпения и настойчивости родителей зависит речевое будущее ребенка с заиканием. Решение проблемы возможно только при мобилизации всех взрослых членов семьи, которые будут поддерживать плавную речь в общении с ребенком и между собой.
У меня были студенты с заиканием в анамнезе, которые сознательно выбрали специальность логопеда, чтобы помочь решить эту проблему своим будущим детям и сознательно тренировать у себя навык здоровой речи на протяжении всей жизни. Ведь логопед должен всегда говорить правильно, следить за своим дыханием и жестами, голосом и артикуляцией.
Заикание — это важная, но далеко не единственная речевая проблема, которая может достаться нам от родственников. Темп речи, ее разборчивость и выразительность тоже серьезно зависят от речевого окружения ребенка. Нам кажется забавным, когда малыш произносит свои первые слова, интонируя их, как бабушка или дедушка, которые играли с ним. Однако дети подражают голосам людей, которые уделяют им много внимания, подсознательно копируя их. Также дети могут подражать и каким-то особенностям речи своих сверстников в группе детского сада, поэтому специалисты знают, что появление в коллективе ребенка с заиканием может привести к копированию у других детей, и эта патологическая привычка может закрепиться в речи у кого-то из них.
Такая же закономерность, к сожалению, наблюдается и при нарушениях произношения. Самый яркий и показательный с этой точки зрения пример — это горловое произнесение звука «р». Появись в детском коллективе один такой ребенок, и у трех-четырех детей может возникнуть подобное произношение. Причем у первого ребенка могут быть серьезные причины так говорить (нарушение артикуляции, укороченная подъязычная связка), а остальные дети просто подражают этому необычному звучанию ради забавы, но при этом отказываются частично или полностью от правильного произношения. Такими же «прилипчивыми» дефектами являются замены «л» на «в» или «й».
Лучше поздно, чем никогда?
Как специалисту мне часто приходится сталкиваться с такой ситуацией: родители считают, что их ребенок поздно заговорит (папа тоже поздно начал!) и не обращают на этот факт серьезного внимания. Однако само понятие, что такое «поздно говорит», значительно отличается у специалистов и родителей. Многим родителям кажется, что толком не разговаривать лет до трех — это нормально. У логопедов на это другой взгляд: к трем годам речь ребенка должна быть полностью сформирована, возможны нарушения в произношении «трудных» звуков («р», «ш»). «Заложниками» такого разногласия в подходах становятся дети.
В 3 года семья впервые отводит ребенка, который не владеет фразовой речью, к логопеду и искренне не понимает, чем так встревожен специалист, почему вместо занятий он сразу направляет ребенка к неврологу или детскому психиатру, просит проверить слух у сурдолога? Ведь родители пришли не за этим! Но специфика развития речи такова: если она появляется вовремя, то все в порядке, а если нет, то причин может быть множество, и в них нужно разбираться.
Да, безусловно, есть семьи, в которых из поколения в поколение дети поздно начинают говорить. Но, как правило, это связано отнюдь не с наследственностью, а с семейными традициями, причем не самыми приятными. Когда родители, особенно мать, придерживается жестко авторитарного стиля общения, ребенок, находящийся с ней в теснейшем эмоциональном «симбиозе», старается все сделать, как она сказала, а его слов при этом никто не ждет. В педагогике такой стиль общения называют директивным, и дети таких матерей отлично понимают обращенную речь, имеют большой запас слов «в пассиве», но даже не стремятся открыть рядом с мамой рот и что-то ей сказать или возразить. Вырастая, такие дети как бы перенимают эту манеру общения, и их дети тоже могут отстать в развитии речи от своих сверстников.
Но более интересны с точки зрения семейной педагогики мамы, которые, не замолкая ни на минуту, говорят со своим ребенком. Казалось бы, это отличная привычка: мама постоянно показывает ребенку пример. Если малыш демонстрирует успехи в речи, такой подход выглядит правильным. Однако малыш может и упорно молчать. Причин этому множество, и многие из них лежат далеко за пределами плохой наследственности.
Индивидуальный подход
Развитие речи каждого ребенка — процесс сугубо индивидуальный. Навык говорения развивается только в персональном общении, это важно учитывать семьям с несколькими детьми.
Если в паре детей одного возраста или детей-погодков один ребенок имеет какие-то проблемы в развитии, то его трудности в развитии речи дольше останутся «в тени» успехов другого ребенка из этой семьи. Более того, если это дети разного пола, то родители, как правило, ожидают от девочек больших успехов в речи, чем от мальчиков, и могут игнорировать текущие проблемы ребенка (часто болеет, в том числе страдает отитами, робкий, избегает публичных выступлений, трудно сходится с другими детьми), объясняя его отставание в речи чисто гендерными различиями («Все мальчики поздно говорят»). Поэтому родителям крайне важно знать об основных требованиях к развитию речи детей в раннем возрасте и обращаться к специалистам в случаях возникновения трудностей в развитии речи.
В работе по коррекции проблем с речью я рекомендую использовать пособия издательства «Творческий центр «Сфера», разработанные мною по итогам 30-летнего опыта логопедической практики.
Работа над произношением должна закрепляться проработкой слов, которые содержат в себе затруднительные звуки. Для того чтобы ребенок мог закрепить звук, ему необходимо дать слово в ситуации общения. Пособия «Говорю правильно» предоставляют возможность отработать произношение с помощью 360 предметных и сюжетных ассоциативных картинок.
Учебно-игровые комплекты «Логопедическое лото» из серии «Самые нужные игры» помогут детям в увлекательной форме отточить артикуляцию. Каждый комплект «Логопедическое лото» состоит из 120 цветных карточек с подробным описанием и включает игровое поле. Задания подобраны по принципу от простого к сложному.
Учебно-методические комплекты «Беседы по картинкам» предназначены для проведения занятий по развитию речи с детьми дошкольного возраста и закрепления лексического материала. Комплект состоит из трех папок, в каждой папке — 16 красочных иллюстраций с конспектом занятий на обороте. Сюжетные картинки систематизированы по трем основным периодам обучения в дошкольных учреждениях на протяжении учебного года.