Психологическая готовность к школе наступает в возрасте плюс-минус 7 лет, но каждый ребенок индивидуален, пишет психолог в своем
На вопрос, когда отдавать ребенка в школу, я отвечаю: чем позже, тем лучше. Это утверждение справедливо практически всегда. Оценивать ребенка по когнитивным способностям не имеет смысла. Умеет ли он читать, считать и писать — это вообще не важно. А вот насколько у него развиты социальные навыки и готов ли он к школьным нагрузкам, имеет очень большое значение.
Если ваш ребенок дисциплинированный, бодрый и общительный, то переживать не о чем, даже если он не умеет писать. А вот если он замкнутый и быстро устает, то с тем, чтобы отдавать его в школу, лучше подождать. Даже если он прекрасно читает и знает все буквы.
Готовность к школе — это прежде всего, способность к волевому, произвольному поведению. Для этого у ребенка должны созреть функции мозга, которые отвечают за планирование деятельности, способность заставить себя делать то, что не хочется, и за блокирование неуместных спонтанных действий. Например, ребенок захотел встать — он встает, захотел побежать — побежал, крикнуть — закричал. А посреди урока этого делать нельзя, нужно уметь подчиняться правилам и рамкам.
Если префронтальная кора мозга еще недостаточно зрелая, учиться ребенку будет тяжело. Вставать каждый день по струночке, сидеть весь урок и писать, каждый день собирать портфель — все это может стать непосильной нагрузкой для незрелого дошкольника. Он будет сильно уставать, многое будет не получаться. В такой ситуации могут оказаться даже способные и одаренные дети.
Если вы видите, что ребенок ведет себя реактивно, еще не научился управлять своими порывами, не торопитесь отдавать его в школу. И ничего страшного, если вы уже подали документы — всегда можно передумать. Или пару месяцев походить в качестве пробного периода, а если ребенок не адаптируется, забрать его и пойти на следующий год. Это нормальная практика. Например, я старшего ребенка весной записала в школу, а в августе передумала, и ни разу не пожалела об этом.