В наши дни психологи, социологи и педагоги категорически выступают против насилия, как физического, так и морального. Давить на ребенка нельзя, повышать голос тоже не рекомендуется. Но как тогда его наказывать, если он провинился, или позволять ему все, что угодно?
Известный психолог Людмила Петрановская придерживается позиции, что устанавливать границы дозволенного можно и нужно, ведь без них ребенок не поймет, когда он сделал что-то дурное.
В своих соцсетях она подняла очень болезненный для многих вопрос: как воспитывать ребенка в условиях современной этики, когда ругать и запугивать нельзя, это порицается обществом.
«Так хочется быть хорошими, быть ребенку другом и добрым взрослым. Мы же не собираемся ломать его личность, гасить творческий потенциал, идти на поводу у предрассудков социума.
Господи, да мы сами натерпелись в детстве от вечного „нельзя“, „не смей“, „неприлично“, „милиционер заберёт“, „тетя заругает“. Кто-то из нас долго работал с психологом, чтобы наконец разрешить себе „сметь“ и наплевать на „неприлично“», — отметила Петрановская.
Но, как верно подметила психолог, родители, которые ни в чем не ограничивают ребенка, очень быстро сталкиваются со вседозволенностью. которая выходит за рамки разумного. Ребенок становится капризным и неуправляемым, не понимает слово «нельзя».
По мнению Петрановской, рамки дозволенного установить довольно сложно. У одних родителей срабатывает прием «посадить на стул в углу», у других — таймауты или таблицы со списком дел. Людмила считает, что любой метод может сработать, если родитель будет уверен в своей позиции, не будет каждый раз ломаться от слез малыша и уступать ему. Уверенность в своей правоте облегчает процесс воспитания, да и ребенок это считывает. Он лучше слушается, если родитель непреклонен.
«Когда вы уверены, что вот это — нельзя, и что вы этого не потерпите, у вас есть энергия и воля устанавливать правила. Так что, простите, но все поведенческие методы работают только если меняется состояние родителя, а, значит, его отношение с ребенком».
Важна система. Сделал то, что недопустимо, — придется посидеть одному в тишине несколько минут (или что-то другое, на усмотрение родителя). Петрановская считает, что это работает с любым ребенком, который еще не достиг стадии вседозволенности. А вседозволенность возникает, когда сам родитель находится в раздрае, каких-то внутренних конфликтах, и у него постоянно возникают перепады от попустительства (когда разрешается все) до ругани (когда достигнут предел терпения).