А если родится девочка? Такой вопрос стопроцентно загонит в ступор беременную женщину, ожидающую мальчика, ведь она уже скупила все воплощения синего цвета… С учетом того, как недешево сегодня обходятся детские вещи, наличие колористических рамок — настоящая проблема. А если принять во внимание тот факт, что привычная нам традиция гендерного разделения цветов не такая уж древняя, за что мы страдаем, вообще непонятно.
Розовый — нежный, поэтому женский. Синий — серьезный, поэтому мужской. Сто лет назад вас бы с такой логикой подняли на смех.
Если вы удивленно вскинули бровь, готовясь отстаивать привычную логику (ведь «так было всегда»), не торопитесь растрачивать энергию попусту и сначала изучите вопрос. «Всегда» так не было, а логика, которая кажется сегодня железной, на деле оказывается довольно хрупкой. Привычная нам традиция оформилась и закрепилась лишь к середине XX века. А до этого главенствовал другой подход. И там была своя логика.
Синий — девочкам
Синий цвет в вашей голове прочно спаян с мужественностью, но сможете ли вы привести аргументы, если захотите отстоять правомерность этой ассоциации? Попробуйте. Что приходит в голову, когда вы представляете оттенки синего? Скорее всего, ничего такого, что напрямую указывало бы на связь с мужским началом, но почему-то в голове есть непогрешимая в нее вера…
Кстати, именно с верой связаны совершенно иные трактовки синего. С XII века оттенок ультрамарин стал официальном цветом Богоматери. В ее изображениях всегда присутствовали синие облачения. Изначально это символизировало связь с небом, но постепенно цвет стал ассоциироваться с самой Богоматерью — эталонным женским образом.
Синий цвет, бывший символом неба, стал ассоциироваться с женственностью.
Если верить исследователю темы цвета Кассии Сен-Клер, связь синего с образом Богоматери привела к тому, что он стал буквально символизировать женственность. В книге «Тайная жизнь цвета» автор приводит выдержки из журнала 1918 года, где девочек рекомендовано одевать в синий, так как этот цвет «более деликатный и утонченный». Очевидно, что тема Девы Марии не могла вызвать других ассоциаций.
Розовый — мальчикам
Что же рекомендовал журнал 1918 года для мальчиков? Как бы странно это ни звучало, но прямые указания касаются выбора цвета, который сегодня кажется нам самым «девчачьим» на свете. Сто лет назад он воспринимался в качестве «решительного и сильного». Именно этими качествами наделен розовый в той самой статье. Если вам кажется, что тут просто не может быть адекватной логики, то вы просто не в курсе бэкграунда, который тянется за этим оттенком.
«В конце концов, розовый — это всего лишь бледный красный, который в эпоху солдат в красных мундирах и кардиналов в красных робах был самым маскулинным из цветов», — объясняет колористическую логику столетней давности Кассии Сен-Клер.
Если копнуть глубже, то красный ассоциируется с агрессией, войнами и властью. Отсюда и связь с решительностью. Когда в красный добавили белого, он приобрел определенную легкость (свойственную детству), но главного качества не утратил. По крайней мере, на тот момент.
Универсальные решения
Здесь важно упомянуть и то, что фанатизма в области гендерной колористки в то время не было. Упоминания в журналах носят характер рекомендации, а не догмы. Если изучать портреты начала XX века, то мы можем увидеть совершенно разные варианты. Девочки действительно часто облачены в синий, а мальчики нередко предстают в оттенках красного, но встречаются и другие решения.
Более того, Кассия Сен-Клер замечает, что главным детским цветом того времени (до начала XX века) был все-таки белый. И тут нет ни эзотерической, ни культурной подоплеки. Сплошная практичность. Логика не очень веселая, но жизненная. Дело в том, что показатели детской смертности в то время были высоки, и во многом определялись антисанитарией. Одежда должна была хорошо стираться и ясно иллюстрировать факт своей непригодности к дальнейшей эксплуатации.
Белый — цвет чистоты и невинности. Такие ассоциации возникают из-за того, что на нем хорошо видно грязь. И именно этот факт продиктовал его выбор для новорожденных. Идея наложилась.
Как бы печально ни был оправдан вышеописанный факт выбора белого цвета, он иллюстрирует очень важный момент, который по-настоящему достоин того, чтобы стать опорой для создания собственной логики. Вам должно быть удобно. А еще, ваш уникальный сценарий может опираться на: личные предпочтения в области оттенков (нравится / не нравится), характеристики цветов (психологические, эзотерические и т.д.), даже модные тенденции сезона или собственный колорит внешности. Главное, чтобы это было не «коллективное бессознательное», а ваше личное и вполне осознанное. Кстати, если глаза у вас голубые и родится мальчик, то удастся совместить приятное с полезным.
Какие цвета могут стать альтернативой?
Чтобы расширить границы своих колористических представлений, изучим актуальную модную палитру Pantone (осень-зима 21/22 / весна-лето 22), исключив оттуда все розово-голубое. В нашем распоряжении окажется как минимум десять интересных оттенков: фиолетового, зеленого, желтого и коричневого. Определить своих фаворитов можно, опираясь на информацию о том, какие психологические ассоциации они вызывают.
Фиолетовый — творческое начало, мистика.
Зеленый — мудрость и умиротворение.
Желтый — жизнерадостность и оптимизм.
Коричневый — спокойствие и стабильность.
В галерее также есть несколько нейтральных оттенков: хаки, бежевый, серый. Все они являются цветами-универсалами. Со всем хорошо сочетаются и не напрягают глаз. Это к вопросу о практичности.