Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Почему из отличника вырастает несчастливый ребенок

Чем опасен синдром отличника, объясняет психолог

20 марта 2024
Почему из отличника вырастает несчастливый ребенок
Источник:
eugene barmin

Несмотря на кейсы успешных «троечников», многие родители до сих пор мыслят радикально и считают, что учиться надо только на 4 и 5, иначе ни в чем не преуспеешь. Даже если кажется, что ничего плохого нет в том, чтобы «поднатаскать» ребенка на получение высоких отметок, последствия такой стратегии могут быть губительнее, чем выдумаете. Что не так с требованием получать только «пятерки», объясняет психолог и автор учебных пособий Лерона Наринская.

психология

Основатель и ректор Международной Академии квантовой психологии и бизнеса

Всех нас с детства заставляют или мотивируют хорошо учиться. «Будешь приносить домой пятерки, я тебя буду любить и тобой гордиться, больше не буду ругать», — знакомая многим фраза, которую мы получали в детстве от родителей. Ребенок, будучи физически и эмоционально зависимым от мамы и папы, конечно же, услышав это, будет стараться изо всех сил показать хороший результат, чтобы порадовать своих родителей. Однако такое поведение в будущем, уже во взрослой жизни может повлиять на всю жизнь ребенка и обернуться множеством неприятных последствий.

Как ведут себя отличники

Ребенок-отличник — это душевная отрада для родителей и педагогов. Он получает много похвалы, его всегда ставят в пример детям, которые значительно отстают по успеваемости в школе. Казалось бы, все хорошо. Но как на самом деле чувствуют себя отличники и как это проявляется в их поведении?

Так исторически сложилось, что чаще всего отличниками становятся девочки, и они же, вырастая и становясь взрослыми женщинами, остаются сильно зацикленными на оценках, а именно на том, как их оценивают окружающие люди. И это касается не только учебы или успехов на работе, а любых сфер жизни. Женщина с синдромом отличницы зависима от чужого мнения, ведь на этом основано ее «выживание», принятие и адаптация в социуме. У отличниц выстраивается связь: если она получила пятерку, значит, она хорошая и сможет «выжить» в обществе.

Если же ребенок получает низкую оценку, которая объективно может даже не соответствовать реальному уровню знаний, то для школьника это говорит о том, что общество его не принимает или не хочет принимать. Конечно же, это отражается в виде переживаний, липком чувстве страха и ощущении того, что ребенок находится не в безопасности.

Находиться во власти тревоги и страха для отличниц — привычное дело. У таких детей отсутствует чувство базовой безопасности, которое формируется в первый год жизни ребенка, когда родители дают ему понять, что он желанный, любимый, и они безусловно принимают его таким, какой он есть — во всех его проявлениях и действиях.

Если ребенку не дали базовой безопасности, то такому человеку впоследствии сложно свободно проявляться. Он бесконечно сомневается, достаточно ли он правильно себя ведет, достаточно ли он хорош. Дети-отличники находятся в контакте с тем, какие чувства по его поводу испытывают окружающие, но они абсолютно не в контакте с собой.

Если такой ребенок понимает, что окружающие чем-то недовольны, может быть им грустно или они злятся, то он воспринимает это сразу же на свой счет. Он становится чувствительным к их состоянию, негативу и уверен, что эта оценка относится именно к нему. При таком раскладе следует ожидать повышения тревоги и усиления страха, а эти чувства, как правило, отнимают много энергии и изматывают ребенка. Так дети становятся несчастными.

Как проявляется синдром отличника в жизни, отношениях с родителями и партнерами

Почему из отличника вырастает несчастливый ребенок
Источник:
eugene barmin

Синдром отличника — это состояние, при котором человек стремится быть идеальным во всем и получать только положительные оценки со стороны окружающих.

  • Такие люди часто не уверены в себе и не могут высказать свое мнение, потому что боятся быть отвергнутыми. Они зависимы от оценок окружающих и не имеют права на свое собственное мнение, если оно не соответствует ожиданиям других людей.

  • Такой ребенок часто переспрашивает вопросы, которые он может решить сам, но чувствует, что не имеет права на свое мнение.

  • Неуверенность может проявляться в том, как человек говорит и действует. Он может говорить тихо, неуверенно и использовать незаконченные предложения без утвердительных интонаций. Его речь может быть рваной, а жесты и движения — затрудненными. Ему очень трудно настоять на своем мнении.

  • Если такой человек все же настаивает на своем мнении, то только в случае, если оно уже было поддержано кем-то из авторитетных людей. Ему всегда нужен кто-то, на кого можно опереться, чтобы чувствовать себя уверенно. Это может быть супруг, начальник или другой человек, который для него авторитет и опора.

  • С таким человеком могут быть сложные отношения, так как он зависит от мнения своего партнера и проецирует на него оценки родителей или учителей. Такой человек не может быть самостоятельным и нуждается в поддержке со стороны.

Что делать с синдромом отличника

Почему из отличника вырастает несчастливый ребенок
Источник:
eugene barmin

Если синдром отличника проявляется в детстве, то это можно предотвратить. В настоящее время рекомендуется быть более эмпатичными и чувствительными к потребностям ребенка. Брать его на руки, давать ему любовь и ласку. Это поможет ребенку почувствовать, что любовь родителей зависит не от его поведения и оценок в школе, а от самого его существования.

Если синдром отличника уже сформировался, то необходимо обратиться к психологу. Существует множество методик работы с такими ситуациями. Их суть заключается в том, чтобы найти внутри ребенка травмы, из-за которых он чувствует себя небезопасно и не ценит себя, и изменить его восприятие. Психолог поможет ребенку понять, что он уже сам по себе большая ценность для родителей, и что его принимают любым, независимо от оценок окружающих. И здесь со стороны родителей также потребуется большая работа.

После терапии ребенок поймет, что, проявляя непослушание или и получая не только «отлично», он не станет плохим человеком, и его будут продолжать любить. Разрушится крепкая связь «плохие оценки = катастрофа». Только тогда ребенок раскроется и начнет учиться по своему желанию, исходя из своих стремлений, а не из конфликта и страхов перед окружающими.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения