Если раньше из сети было не выманить старшеклассников, то теперь в обнимку с планшетом и компьютером можно заметить детей, которые еще толком ходить не научились, зато отлично ориентируются во всемирной паутине. Эксперты интернет-конференции «Мама без короны» успокаивают: «не все так страшно».
Мне незнакомы семьи, в которых дети семи-восьми лет не знают, что такое интернет. Родители сами дают детям планшеты и телефоны, чтобы освободить время и делегировать интернету функцию няни, аниматора, сказочника, учителя. Начинают настораживаться, когда ребенок задает неудобные вопросы, ругается матом, повторяет за любимыми ютуб-блогерами дурацкие фразы, просит очередную игрушку, увиденную в рекламе. Пятилетки требуют у родителей помощи в съемках своего ютуб-канала, мальчишки-дошкольники зависают в играх, девочки-дошкольницы пробуют новый мейк для крутого лука и видят во сне дом для кукол LOL.
Ничего полезного в этом нет, но запретить интернет не получается ни у кого. Более того, интернет становится частью жизни: обучение переходит в онлайн, тенденция эта только растет. Нам самим проще учить ребенка азбуке и счету, иностранному языку и много чему еще на образовательных ресурсах. Даже если вы выдадите ребенку кнопочный телефон, он все равно будет смотреть ролики и играть в игры с девайсов друзей.
Не ставьте ограничения детям, ставьте себе. И как можно раньше, а не в 7-8 лет.
В среднем дети 9-12 лет проводят в сети три-восемь часов в день. Было бы здорово, если бы это время сократилось до одного-двух часов и не ежедневно. При этом нет волшебных способов, которые позволят «мягко» отобрать у ребенка то, чем он привык располагать свободно. Если вашему ребенку год или два, рекомендую не давать ему в руки девайсов до 5-6 лет.
Поздно? Тогда нужно мягко сокращать время в интернете, если у вас есть, что предложить взамен. На практике — ни у кого не получается полноценно развлекать, обучать, развивать ребенка-дошкольника, когда знаешь, как просто нажать кнопку и запустить нужную программу.
Если ситуация уже запущенная, не совершайте ошибки дальше. Все родители начинают манипулировать и шантажировать доступом в интернет. Чуть что — отберу телефон. Устанавливают правила — «один час днем и один вечером, если сделаешь уроки». Критикуют все увлечения — «дурацкие бесполезные игры, идиотские блогеры, опасные группы, вредные идеи, плохие друзья». Наказывают лишением или ограничением интернета за любую провинность. Пытаются все контролировать, читают, в том числе, личные переписки. Родители воюют с громкими скандалами, оскорблениями, часто взаимными, ставят ультиматумы, теряют контакт, доверие и нормальные отношения.
Как же правильно вести себя? Смириться. Дружить. Искренне интересоваться всеми сильными увлечениями ребенка в интернете. Не критиковать ни игры, ни блогеров, ни друзей. Много разговаривать, спрашивая и доброжелательно слушая правду. Не манипулировать телефоном. Договариваться по-хорошему на ограничения по времени. Уважать личное пространство ребенка. Перестать воспитывать, серьезно разговаривать, читать лекции и повторять по сто раз одно и то же.
Кстати
Новая реальность диктует свои правила. Как выяснили специалисты сервиса Price.ru, колоссальным спросом в последние месяцы пользуются специалисты по онлайн-обучению детей. Рост потребности в них составил невероятные 518800 процентов — это абсолютный рекорд среди проанализированных экспертами профессий. Поэтому привыкать к тому, что ребенок все больше времени проводит в Сети, все-таки придется.