Всем нам хочется, чтобы наши дети вели себя хорошо: делились, брали на себя ответственность, были добрыми по отношению к другим. Но как замотивировать детей делать всё это? Один из способов — использовать положительное подкрепление, при котором каждый раз, когда ребенок делает что-то, что кажется вам правильным (например, проявляет доброту или честно о чем-то рассказывает), он получает награду.
Что такое положительное подкрепление?
Положительное подкрепление — это усиление поведения, которое происходит за счет того, что за желаемым поведением следует награда или похвала. Оно повышает вероятность того, что поведение повторится.
Положительное подкрепление может быть эффективным инструментом, позволяющим формировать поведение ребенка. Похвала или награда за хорошее (желательное) поведение мотивируют ребенка продолжать делать то же самое снова. Исследования показывают, что положительное подкрепление работает гораздо лучше и эффективнее, чем наказание, при попытках изменить поведение ребенка.
Примеры положительного подкрепления
Распространенным примером положительного подкрепления может быть получение золотой звездочки (или любой другой наклейки) за хорошую успеваемость в школе — этим способом часто пользуются учителя в младших классах. Но и устная похвала или признание того, что работа выполнена хорошо, могут служить положительным подкреплением.
Если ваш ребенок был добр или внимателен, вы можете позитивно подкрепить это поведение, позже рассказав ему о том, что вы гордитесь им. Если же он решил о чем-то рассказать вам, то поблагодарите его за это, закрепив в его голове это поведение — с каждым разом ему будет проще и проще быть с вами честным и открытым.
Что такое отрицательное подкрепление?
Отрицательное подкрепление — это подкрепление желательного поведения ребенка за счет того, что из его жизни убираются негативные стимулы. Например, когда вы разрешаете ребенку не заниматься еженедельной работой по дому, если он хорошо показал себя в школе на этой неделе.
Отрицательное подкрепление — это не наказание, которое включает в себя добавление какой-либо негативной реакции для того, чтобы снизить вероятность нежелательного поведения. Любое подкрепление служит для того, чтобы улучшить поведение, и не важно, положительное оно или отрицательное.
Может ли положительное подкрепление иметь плохие последствия?
Иногда положительное подкрепление может увеличить вероятность нежелательного поведения. Например, когда ребенок хочет привлечь внимание родителя, который говорит по телефону, и начинает плохо себя вести до тех пор, пока на него не обратят внимание. В этом случае внимание родителей может послужить подкреплением такого поведения.
Достаточно часто мы бессознательно подкрепляем поведение, которое нам не нравится, просто потому, что мы или слишком устали или не до конца понимаем, что происходит и просто хотим успокоить ребенка. Например, если ребенок устраивает истерику в магазине и-за конфет, а вы даете ему конфеты, то ребенок получает положительное подкрепление, в то время как вы получаете отрицательное подкрепление — из вашей жизни убирается неприятный вам стимул.
Важно внимательно относится к таким моментам и, если это возможно, погасить поведение, игнорируя его. Особенно это актуально, если вы замечаете, что ребенок использует негативное внимание (например, когда вы его ругаете) как часть положительного подкрепления — в конечном итоге, хоть какое-то внимание он получает.
Подводя итоги
Изучение того, как эффективно использовать положительное подкрепление, может занять некоторое время, но со временем оно может стать прекрасным инструментом, который поможет и вам и вашему ребенку.