В нашей рубрике «Задай вопрос эксперту» читательница Галина С. спрашивает:
«У нас две недели гостила 3-летняя внучка, и мы с ней перед сном читали книжки. Но вот незадача — каждый раз нужно было начинать с „Трех поросят“. Послушает сказку, тогда можно что-то еще. Правда, до других книг часто очередь не доходила, зато „Поросят“ прочитали раз десять, наверное. Пыталась ее уговорить на другие книги, она ни в какую. Не знаю, чем ей так „Три поросенка“ понравились…»
Каждый родитель говорит своему маленькому сыну или дочке фразу: «Давай, почитаем что-то еще?». Но ребенок настойчиво просит рассказать его любимую сказку. Давайте разберемся, почему так происходит и для чего нужно ребенку?
Запоминает что-то новое
Маленькие дети всегда стоят на пороге открытий, ведь большинство вещей окружающего мира для них неизвестны и непонятны. Для того чтобы изучить и запомнить что-то новое, ребенок использует метод повторения, как наиболее простой и понятный для него.
Именно поэтому, когда ребенок научился прыгать на одной ножке или узнал новое слово, он повторит изученное им множество раз, чтобы лучше запомнить. Повторение дает ребенку чувство уверенности и стабильности.
То же самое происходит и с книгой. Если ребенок просит прочесть сказку снова и снова, это означает, что литературное произведение нашло отклик в его душе, а содержание ему полностью понятно и вошло в резонанс с внутренним состоянием малыша.
Испытывает уверенность и спокойствие
Знание главных моментов сюжета формирует у ребенка уверенность в положительном финале. Ребенок испытывает спокойствие от того, что у героя произведения, прошедшего через испытания, в итоге все будет хорошо. Этот опыт он переносит на свою жизнь, поэтому, многие дети с оптимизмом смотрят на свои неудачи и продолжают задуманные дела.
Учится фантазировать
Когда малыш слушает сказку, он погружается в мир собственных фантазий и эмоций. При каждом прочтении в его воображении достраиваются новые детали придуманного им мира. Ребенок хорошо знает сюжет и это помогает ему сформировать образ будущего действия, ориентируясь в пространстве и времени.
Повторное прочтение сказки помогает совершенствовать эмоции ребенка. Это нужно для развития нервной системы — осознать и принять свои чувства и не бояться их проявлять в других жизненных ситуациях.
Какие еще навыки развиваются при повторном чтении
Увеличивается словарный запас — слушая сказку, ребенок невольно запоминает новые слова и словосочетания. Это происходит без приложения каких-либо усилий с его стороны, а значит, вызывает больше положительных эмоций, нежели процесс заучивания.
Развивается память — ребенок запоминает новые слова, начинает выстраивать сюжет сказки, пересказывает его, а затем запоминает наизусть весь текст. Поэтому дети поправляют родителей, когда те в процессе чтения пропускают какое-то слово или пытаются немного сократить сюжет.
Формируется аналитичность мышления — взрослый, читая текст, может делать небольшие паузы, чтобы обсудить с ребенком действия главного героя. Благодаря этому у малыша формируется понимание причинно-следственных связей. Так развивается умение думать и анализировать.
Концентрируется внимание — слушая знакомый текст, ребенок учится концентрировать свое внимание не на основном сюжете произведения, а на его деталях, подмечая с каждым разом что-то новое.
Образуется контакт между взрослым и ребенком, снижается чувство тревожности — обсуждая прочитанную сказку, малыш может рассказать родителю то, что его волнует в действиях героев. Доверительный разговор помогает сделать доверительными отношения. Если сейчас мама или папа помогут без осуждения разобраться в непонятных для ребенка моментах, то и в дальнейшем он не будет стесняться обратиться за помощью.
Формируется исследовательский интерес — ребенок в интересной для него форме сравнивает героев и предметы из сказки с реальным миром. Он повторяет несложные действия сказочных героев: перепрыгнуть через ручей, забраться на гору из песка, вместо настоящей — все это способствует изучению мира и собственных возможностей.
Развиваются творческие навыки — ребенок часто придумывает продолжение сюжета. Это можно использовать как метод для развития творческого мышления и воображения. Например, если попросить ребенка 4-6 лет придумать и рассказать (нарисовать) финал сказки, он с радостью откликнется на предложение и расскажет свои фантазии.
Как реагировать на просьбы прочитать вновь любимую сказку?
Относиться к этому с пониманием. Помнить о том, что, читая в очередной раз сказку, вы помогаете ребенку развиваться.
Сказка — это сценарий взрослой жизни
Житейские истории, поведение персонажей для формирующейся детской психики выглядят как инструкция взрослой жизни. Не только реальные события, которые ребенок сам наблюдает, но и придуманные и описанные в книгах. Именно сказки создают мировоззрение ребенка.
Психологи давно заметили — человек часто повторяет сценарии любимых сказок и судьбу своих любимых героев. Поэтому, если ребенок просит перечитать одну и ту же сказку — значит, сюжет и персонаж уже ему «запали», он уже «пишет» свой жизненный план.
В некоторых случаях может потребоваться консультация психотерапевта, чтобы заранее посмотреть выбранный сценарий и подкорректировать его. На этом основан метод психотерапевтической коррекции — сказкотерапия. Он используется для работы с детьми в возрасте до 10-12 лет.
Чтение любимой книги — это ритуал
Постоянное прослушивание одной и той же сказки становится для малыша ритуалом, дающим ощущение спокойствия и стабильности этого мира, что очень важно для развития детской психики. У взрослых тоже есть такая привычка: например, каждый год накануне новогодней ночи мы смотрим любимые фильмы, и это уже стало традицией, своеобразным ритуалом.
Если ребенку от полутора до трех лет, его просьбы рассказывать одни и те же сказки не должны вызывать беспокойства у родителей.
Зацикленность на чем-либо детей старше 3-х лет должна настораживать. Возможно, потребуется консультация специалиста, чтобы проанализировать поведение ребенка, выявить истинные причины зацикленности и своевременно провести коррекцию.