Наши бабушки и дедушки еще помнят те времена, когда первые слова малыши произносили с 11 месяцев. Но в последнее время родителям все чаще приходится ждать заветных «мама» и «папа» до полутора, а то и двух лет. Почему так происходит — вместе с экспертом собрали самые распространенные причины задержки речи.
«Возрастные нормы первых слов и предложений с годами изменились. 25 лет считалось, что первые слова у ребенка должны появиться в 10 месяцев или в год, а короткие фразы — в 1,5 года.
Сейчас мы радуемся, когда у малыша начинают появляться слова после года, а короткие предложения — к двум годам».
Не надо забывать: каждый ребенок индивидуален. Сын соседки может произнести первое слово в 10 месяцев, и это не значит, что ваш должен заговорить в этот же срок. Однако все чаще детки не говорят и в 2, и даже в 3 года. И вот по каким причинам.
Биологические
Наш эксперт объясняет: здоровая и относительно зрелая детская нервная система всегда в состоянии обеспечить своевременное развитие речи — клетки будущих речевых центров «выстраивают связи» с другими отделами головного мозга. Но бывает так, что они просто «спят». Не повреждены, но созревают в своем темпе.
«При этом ребенок здоров, — говорит Елена Косинова. — У него нет никаких неврологических нарушений. Тем не менее, лучше обратиться к специалисту, который поможет разобраться в ситуации».
Наследственные
Если ваш ребенок слишком долго молчит, поспрашивайте родственников. Скорее всего вы узнаете, что сестра мужа молчала до 2 лет, а ваша собственный брат заговорил только к трем годам.
«Ребенок проходит наследственный путь развития речевой функции, — объясняет логопед. — Конечно, при условии наличия здоровой зрелой нервной системы. Возрастные нормативы здесь действительно достаточно широкие».
Гендерные
По словам эксперта, пол малыша тоже влияет на развитие его речи. У мальчиков формирование речевых и моторных функций на ранних этапах может происходить медленнее чем у девочек. Это замечают родители, и уже подтвердили специалисты.
Психологические
Кажется, все благополучно, но ребенок все равно не говорит.
Сейчас появляется все больше деток, про которых можно сказать: они не хотят говорить, не желают повторять, — сетует Елена Косинова. — Ребенок затыкает уши в процессе общения, закрывает рот себе или маме, когда она пытается с ним заниматься. У этих деток позже развивается речь.
В некоторых случаях специалисты предполагают расстройства аутистического спектра. Такие детки не включаются в общение, не стремятся к нему. И в таком случае надо сначала обращаться не к логопеду, а к психологу, который научит родителей взаимодействовать с ребенком.
Социальные
Люди стали меньше общаться, в том числе и с детьми. Двухлетний малыш может знать, как установить то или иное приложение в телефоне, но необходимость с кем-то поговорить вызывает у него растерянность.
«Ребенок развивается только в процессе совместной деятельности со взрослым, — подчеркивает наш эксперт. — А телефон — это совместная деятельность? Когда малыш сидит один уткнувшись в телевизор или смартфон, у него нет повода для речи. Да, цивилизацию не остановить, но и природу не обманешь. Изменился социум, появились эти гаджеты, но наша физиология не изменилась, это приведет к задержке развития».
Когда начинать волноваться?
По словам эксперта, «возраст икс» — два года.
«Но, конечно, если в год-полтора у ребенка нет слов и при этом слабо выражены предречевые реакции нужно обратиться за консультацией сразу», — предупреждает Елена Косинова.
А до этого момента, — логопед уверена — родители могут сами помочь малышу и «подтолкнуть» его речь в нужном направлении.
«Я бы начала с развития крупной моторики. Это любые движения, особенно организованные. Учите ребенка лазать по лесенкам, прыгать — на двух ногах или на одной, кататься на велосипеде: в три года — на трехколесном, в пять можно переходить на двухколесный. Учите обязательно ребенка играть в мяч: перекатывать и бросать друг д ругу, юросать в корзинку, подбрасывать и ловить и т.д.
Когда я на занятии устраиваю физкульт-минутку: начинаю подбрасывать мяч и хлопаю, дети на меня смотрят, как будто они в цирке. Потому что никто с ними так не играл. Поэтому самые простейшие движения с мячом — это очень полезно. Также полезно комментировать свои действия в процессе игры».
Кроме того, с ребенком надо разговаривать, но по особым правилам: взрослый не просто все время сам говорит и объясняет. Это называется методикой «забалтывания». Но роль родителя здесь — не радио, нужно стимулировать диалог.
«Сначала это односторонний „диалог“, — говорит логопед. — Взрослый должен все время обращаться к ребенку, обозначать ту или иную ситуацию, пока просто не устанет язык. И лучше говорить не по слогам, а в стиле ритмо-мелодекламации. Например, идем гулять. „Петя, куда мы пойдем? Гууулять“. „Мы пойдем“ и акцент на „гууулять“».
Еще больше интересного и полезного — в эфире «Детского радио». По будням в 22:00 слушаем программу «