В России до 17% пар бесплодны, и в ряде случаев помочь им может только обращение к «чужим» ооцитам. Поэтому донорство — это возможность сделать кого-то счастливее. Как и кто может стать донором, есть ли риски и чего ожидать женщине, решившейся на донорство?
Зачем нужны «чужие» яйцеклетки?
В некоторых регионах России подтвержденный диагноз «бесплодие» — у 25 процентов пар. Четверть от всех! Самый надежный способ стать родителями для них — вспомогательные репродуктивные технологии (ВРТ), которые дают положительный результат примерно в каждой второй попытке. То есть, за 1–2 попытки ЭКО наступает беременность.
Но есть ограничения и для ВРТ: у женщин старше 40 лет оплодотворяемость собственных яйцеклеток до 40 процентов ниже, чем у девушек помоложе, в возрасте до 35 лет. Кроме того, доля клеток, имеющих хромосомные нарушения, уже к 45 годам может достигать 80–90 процентов. Для таких женщин донорский ооцит — практически единственная возможность стать матерью.
Есть и противопоказания: они те же, что и для обычного ЭКО. Это целый ряд заболеваний (психических, эндокринных, болезней крови, онко и т.д.), отягощенная наследственность, значительные отклонения от нормального индекса массы тела — излишняя худоба или полнота, вредные привычки.
Кто может стать донором ооцитов?
Есть четкие требования закона. Например, приказ Министерства здравоохранения РФ № 803 н «О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению») ограничивает круг доноров женщинами от 18 до 35 лет, физически и психически здоровыми, прошедшими медико-генетическое обследование. Обычно клиника, где принимают и хранят ооциты, помимо общих рекомендаций вводит свои требования. Например, у доноров должен быть как минимум один собственный ребенок, а возраст женщины — не менее 20 лет.
Сколько стоит донорство
Все зависит от полученного при пункции количества качественных, то есть, годных к замораживанию (витрификации) ооцитов. В России обычно это сумма порядка 65 тысяч рублей за одну процедуру.
Что будут знать обо мне те, кто получит мои клетки?
Условия могут быть разными, это нужно учесть при подписании договора. Приказ Минздрава разделяет доноров на анонимных (когда получатель — реципиент — не знает их данных) и неанонимных (когда реципиент все знает). На практике донорство строго конфиденциально, женщина-донор и реципиент напрямую не общаются, они имеют правовые отношения только с клиникой. В любом случае, банк ооцитов гарантирует, что донор полностью здорова.
Выбор донора — важная задача для будущих родителей. В репродуктивных клиниках ЭКО, где есть база таких женщин, реципиенты могут воспользоваться словесным описанием (цвет глаз, волос, рост, вес, особенности телосложения) и получить информацию о результатах медицинского обследования, медико-генетического обследования, расе и национальности. А вот подбор по фотографии как правило отсутствует.
Донорство яйцеклеток запрещено в Германии, Австрии, Швейцарии и Италии. А в ряде стран нет анонимности — так, в Нидерландах, Швеции и Австралии пара-реципиент обязана раскрыть ребенку информацию о доноре, если он этого потребует. В Англии же дети, полученные путем оплодотворения донорской спермой или из чужой яйцеклетки, по закону могут самостоятельно узнать о своих биологических родителях в 18-летнем возрасте.
С чего начать, чтобы сдать яйцеклетку?
Шаг 1. Обратиться в профильную клинику, где есть банк ооцитов.
Шаг 2. Предоставить справки об отсутствии диспансерного учета в психоневрологическом и наркологическом диспансере.
Шаг 3. Пройти назначенные специалистом обследования.
Если все в порядке, врач при первичном обращении в клинику назначит дополнительные исследования, соберет анамнез, оценит состояние и физические данные, сделает УЗИ для определения количества антральных фолликулов — от результата прямо зависит возможность донорства. Затем назначают еще ряд анализов, после которых доктор даст разрешение на донорство.
3 вопроса о процедуре
Что нужно делать перед забором яйцеклетки?
На 1–3-й день менструального цикла назначают УЗИ, которое определит возможность стимуляции. После этого прописывают курс ежедневных, строго по графику, инъекций для увеличения количества фолликулов, в течение которого нужно будет еще несколько раз прийти в клинику для оценки прогресса. В ряде случаев могут понадобиться препараты, блокирующие овуляцию— чтобы фолликулы преждевременно не лопнули.
Как проходит процедура?
Пункция яйцеклетки проводится в операционной, под наблюдением УЗИ-специалиста и под внутривенной анестезией. После процедуры женщина поступает в палату под наблюдение врача на 1–1,5 часа. И только потом, если все в порядке, отправляется домой.
Может ли что-то пойти не так?
Как и при обычном ЭКО, однако риск очень невелик. Риск развития осложнений в современной репродуктологии не превышает 1–2 процентов. Чтобы минимизировать его, практикуется строго индивидуальный подбор препаратов для стимуляции. Но нужно учесть, что индивидуальные некритические побочные эффекты могут быть — это отеки, головные боли. Как правило, врачебного вмешательства тут не нужно, все пройдет уже при следующем «нормальном» цикле. При этом нужно помнить, что часто делать стимуляцию не рекомендуется — максимум один раз в три месяца.