Бумага – она всюду
Бумага – одно из величайших достижений человечества – была изобретена в Китае в 105 году нашей эры, но до сих пор человеку не удается без нее обходиться. Сегодня бумага разных видов и предназначений – везде, ее не могут заменить даже компьютеры. Для нас бумага – самый обычный предмет: на ней мы пишем, рисуем, в нее заворачиваем и складываем.
А еще из нее можно делать разные фигурки. Бумага отличается от других материалов тем, что она непрочная, недолговечная: легко рвется и мнется. Однако при этом интересна бумага тем, что может легко трансформироваться практически в любую форму как живой, так и неживой природы. Журавлик, машущий крыльями, красивый цветок или собачка – бумага способна принять любую форму!
варианты манипуляций с бумагой: сгибание и складывание – фальцевание – торцевание – разрезание – обрывание – скручивание – выгибание – разглаживание.
Если взрослых, занимающихся бумажным моделированием, привлекает в нем возможность творить, то для ребенка, кроме радости творчества, результат работы дарит новые игрушки. Бумагу можно многократно складывать и разворачивать, из нее можно придумывать фигурки самому или с помощью взрослого. В фигурки, сделанные своими руками из бумаги, можно играть, с помощью бумаги можно сочинять и создавать свои миры! Недаром японцы считают, что в квадратном листочке спрятан целый мир. И, конечно, занятия оригами и прочими «бумажными практиками» – прекрасное средство для психоэмоциональной разгрузки детей, замечательное терапевтическое средство в период болезни ребенка.
В чем польза?
Работая с бумагой, ребенок часто выполняет одинаковую работу сразу обеими руками, что очень полезно для мозга и мелкой моторики. Плюс это занимательное занятие развивает творческое начало, познает радость творчества. А параллельно развиваются конструкторские навыки, опыт взаимодействия в коллективе, внимательность, трудолюбие, усидчивость.
Дайте ребенку бумагу!
Бумага всем хороша: очень податливый материал, который всегда под рукой. Давать бумагу детям можно уже с полутора лет. Ребенок сначала будет ее мять и рвать, пробовать на вкус. «Конечно, сначала малыш не сможет заниматься один, рядом должен быть взрослый. Советую начинать с простых базовых фигурок: «косынка», «книжка», «дом», «дверь», «воздушный змей», описанных во многих книгах по оригами. На моих занятиях 5-, 6-летние дети проверяют бумагу на прочность, «состаривают» листы бумаги, превращая ее практически в тряпочку. А затем из мятых листочков мы делаем и грибочки, и бусики, и человечков, и многое другое. Такие занятия позволяют хорошо помассировать ладошки и сами пальчики, укрепляя их», – рассказывает Т.А. Мещерякова.
С помощью искусства оригами несколько веков назад монахи передавали свои тайные послания. Писали на бумаге текст и складывали его в затейливую фигурку. Разложить ее, не порвав, мог только тот, кому она и была адресована.
Упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Тренировка пальцев рук у детей стимулирует умственное развитие и способствует выработке основных элементарных умений, подготавливает руку к письму. Движение кисти, пальцев становятся точными и координированными. Недаром, педагог В.А Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончике пальцев».
Доказано, что оригами способствует развитию мелкой моторики рук, что, в свою очередь, положительно влияет на развитие речи у детей, ведь правильно говорят: рука – продолжение мозга. Кроме того, конструирование из бумаги считается тем видом конструирования, в процессе которого дошкольники приобретают знания и умения.
«Я много лет работала в одной из московских школ и занятия оригами проводила во второй половине дня для детей из коррекционных классов. Через какое-то время учителя этих ребят стали замечать положительные изменения в учебе, особенно по русскому языку. У моих воспитанников появился интерес к учебе, улучшилась память, внимание. На уроках труда они легко преподавали одноклассникам уроки оригами», – рассказывает Т.А. Мещерякова.
Квиллинг и оригами
Это праздник, который всегда рядом. Из фигурок оригами и с помощью гофрокручения, например, получаются красивые композиции, иллюстрации к сказкам. Цветочные композиции расцветают в технике квиллинг, часы из гофрополосок показывают точное время, а из бумажных полосок получается настоящая дымковская игрушка. Всего и не перечислить.
Техники бумажного творчества
Работа с бумагой подразумевает использование многих техник. Вот некоторые из них.
Аппликация Самое простое, что можно сделать с бумагой и с чего начинают самые маленькие умельцы. Ее создают с помощью ножниц или путем обрывания бумаги, составляют мозаику из резаной крошки.
Оригами - складывание листа бумаги в различных направлениях и создание фигур без ножниц и клея. Родом из Японии, оригами входит в факультативную программу обучения многих ведущих образовательных центров для детей. Оригами – это и забава, и элемент дизайна, и атрибут народных праздников во многих странах мира. Существуют театры, где персонажами и декорациями являются бумажные фигурки.
Торцевание - это когда тонкие полоски бумаги закручиваются с помощью, например, карандаша и наклеиваются на бумагу. Работа достаточно кропотливая, но эффект получается выразительным – объемным и пушистым.
Горфрокручение и квиллинг Если большинство «бумажных практик» к нам пришли с Востока, то гофрокручением и квиллингом занимались английские аристократки и монахини еще в ХIV–XV веках. Причем с помощью птичьего перышка, на котором закручивали бумажки с позолоченными краями, создавали такие изделия, которые трудно было отличить от настоящих драгоценностей. Из Европы бумаговерчение переместилось на Восток, где, органично соединившись с традициями местного искусства, обрело новою жизнь и своеобразие. Сегодня, например, Ассоциация любителей бумажной пластики Южной Кореи объединяет множество последователей самых разных направлений бумажного творчества.
Какую бумагу выбрать?
На Востоке бумаге придают особый смысл. Правильная бумага должна быть сделана только в период с ноября по декабрь, когда вода особенна чиста и холодна, а некоторые операции на японских бумажных фабриках до сих пор совершают вручную. По звучанию японские иероглифы, обозначающие бумагу и божество, звучат одинаково (пишутся по-разному), в чем любители оригами тоже видят смысл: то и другое создает новые миры. А свойства бумаги: непрерываемый круг разрушения и воссоздания – символизируют саму жизнь. Идеально для оригами подходит бумага корейского производства. Она шелковистая, тонкая, достаточно прочная и окрашена с одной стороны. На белой стороне квадратика хорошо различимы все линии складывания, что очень важно для детей. Для торцевания стоит выбирать цветную жатую бумагу, которая продается в рулончиках.
Конструирование из бумажных полос – достаточно сложная техника, при которой бумага скручивается, выгибается и т.п. Фигуры получаются объемными и впечатляющими.
Авторские методики Среди бумажных техник есть и авторские. Например, техника педагогического художественного конструирования НОРИГАМИ, придуманная Игорем Львом, по которой он сегодня занимается с детьми в TEAMPLIM-academia и создает впечатляющие произведения. В чем ее отличия от оригами? Ори – «сгибать», нори – «клеить»... Есть еще кири – «резать». Итак, оригами + ножницы + клей = нори + гами. Гаки (ками) – как известно, бумага в переводе с японского. Норигами, в отличие от выкроечного оригами, собирается по схемам.