Любая сказка начинается с волшебных слов: «В не-котором царстве…», «Жили-были», «давным-давно» или «Однажды…». Вот вы произнесли одно из них, и малыш замер в предвкушении чудесной истории: а что там дальше? Действительно, а что рассказывать дальше? Наши дети легко превращают нас в добрых волшебников, потому что искренне верят: родители могут все. И мы изо всех сил стараемся соответствовать такому высокому статусу, а иногда у нас это даже получается. Правда, иногда нам приходится непросто, но… в волшебных сказках именно то, что трудно, оказывается самым правильным. Со временем мы вовлекаемся в игру, и то, что казалось раньше сложным, становится простым и занимательным. И тогда сочинение сказок превращается в увлекательное занятие.
Как придумать сюжет
Герой героем, но все-таки в сказке главное – сама занимательная история. В сущности, сюжетом сказки может стать все, что заинтересовало ребенка, все, что он должен узнать о мире и о себе. Есть много способов дать простор своему воображению и создать хороший сюжет. Вот лишь некоторые из них.
По готовой канве. Этот способ очень удобен для начинающих сказочников. Возьмите любую детскую сказку, придумайте новых героев и «запустите» их в старый знакомый сюжет.
Например, сказка «Колобок» может превратиться в новогоднюю историю. (Помните, Колобка слепили, затем он сбегает от бабушки, дедушки и так далее). Замените Колобка на Снеговика, которого слепили дети. Стоял-стоял Снеговик у ворот, а затем ушел в канун Нового года в лес. Пусть он обхитрит всех коварных зверей и убежит от них, да еще и елку принесет детям – ну чем не волшебная сказка? Вы можете менять порядок действия, концовку, усложнить или упростить сюжет. Придумывайте вариации на знакомую тему, учитывая возраст и интересы своего ребенка. Вы можете также соединить несколько сказок в одну занимательную историю.
Перевертыши. Подумайте, как еще можно изменить сказку, которую ваш карапуз хорошо знает. С ребенком 3–5 лет можно даже заранее обсудить это. Так, в сказке «Морозко» замените злую мачеху на добрую, придумайте, что из этого может получиться. Или, например, вместо Мальчика-с-пальчика у старика и старухи появилась Девочка-с-мизинчик, либо вместо Змея Горыныча из-за леса прилетел Говорящий Паровоз. Если сказка и не перевернется с ног на голову, то все равно станет совсем другой.
Откуда берутся сказочные персонажи?
Оглянитесь по сторонам: героем волшебных приключений может стать практически любой человек, животное или предмет. А иногда вам даже не надо пытаться напрягать воображение: спросите у малыша, и он сам моментально придумает вам главного героя вашей сказочной эпопеи.
Уроки Андерсена
Знаменитый сказочник сочинил огромное количество прекрасных сказок, потому что знал очень важную детскую тайну, которую остальные взрослые почему-то забыли. Все вокруг – живое: камни, цветы, предметы, игрушки… Все может двигаться, мечтать и говорить, а значит, стать героем удивительной истории. Стоит только спросить себя: «Что будет, если обычный предмет попадет в необычное для него место?» – и сказка начинается.
Вот, например, обыкновенный снежок, который лепил сегодня на прогулке ваш малыш. «Однажды маленький мальчик слепил из снега круглый снежок, принес его домой и положил на стул. А сам пошел ужинать. Дома было тепло, и снежок полежал-полежал и начал худеть да таять. Мальчик увидел это и спросил: «Что с тобой случилось, почему ты плачешь, снежок?» «Потому что в тепле я растаю и превращусь в лужицу», – ответил снежок. Тогда мальчик открыл холодильник и положил снежок на самую холодную полку. Снежок очень обрадовался и сказал мальчику «спасибо».
Вот и получилась сказка. Конечно, взрослому человеку она покажется незатейливой, но человечек 1–2 лет, с его маленьким жизненным опытом, оценит ее по достоинству. А для детей постарше можно придумать продолжение. (С кем встретился снежок в холодильнике? С кем подружился? Как он выбрался из холодильника и вернулся домой – в снежный сугроб? Кто помог ему?)
Выбрав героя для своей сказки, представьте его живым и говорящим. Поместите его в необычное место. Уточните, как он туда попал. Придумайте, что с ним там произошло. Вообразите, что из этого может в результате получиться. (Кого он встретил? Кто ему помог? Кто мешал? Чем все закончилось?) Эти сказки можно отнести к разряду «продолжение следует». Например: «Полежал-полежал снежок на полочке и увидел, допустим, апельсин… А апельсин ему и говорит…» Берите в соавторы своего малыша. Спросите его, например, о том, что сказал этот апельсин или как же снежку удалось выбраться на улицу. Вполне вероятно, что ребенку даже захочется провести эксперимент со снегом и водой.
Превращение в героя
Главным персонажем сказки может стать и ваш малыш. Детям в отличие от нас с вами не надоедает слушать одни и те же сказки по сотне раз. Так что, превращая своего малыша в героя сказки, вы убиваете сразу двух зайцев. Вам не придется повторять из вечера в вечер одно и то же, а малыш будет гордиться собой и своими благородными поступками. Ведь ему всюду хочется сунуть свой любопытный носик и навести порядок – на свой лад. Создать такую сказку совсем просто. Возьмем, например, знаменитый «Теремок». В самый кульминационный момент, когда медведь лезет в теремок и вот-вот его разрушит, сделайте в сказке новый поворот. «И тут приезжает наш мальчик Леня на синей машине и говорит: «Стой, медведь, так делать нельзя!» А медведь ему в ответ... Очень скоро ваш карапуз начнет сам придумывать детали и новые сюжетные ходы. Вам только и останется, что поддержать его инициативу. Уточняйте, задавайте наводящие вопросы, приветствуйте гуманизм и полет фантазии своих детей.
Персонаж из мешка Деда Мороза
Придумывать героев и даже рассказывать сказку вы можете всей семьей – взрослые и дети. Возьмите коробку, или корзину, или «волшебный мешок Деда Мороза» и положите туда зара-нее несколько игрушек или елочных украшений. Попросите своего малыша вытянуть оттуда один пред- мет и сказать о нем «волшебные слова» – сказочный зачин. (Если ребенок еще маленький, говорите за него вы). Например, малыш вытянул зайчика и сказал: «Давным-давно жил да был зайчик»… «А где он жил?» – спрашиваете вы. Следующий участник-сказочник продолжает, например, так: «Жил он в доме Деда Мороза…» (или на полке в магазине, или в коробке с игрушками…). Затем вы все по очереди продолжаете сказку. Как видите, в какую сторону повернет повествование заранее неизвестно, ведь в зависимости от местожительства зайца изменится и следующая фраза. Это делает сказку непредсказуемой и многовариантной, а игру общесемейной. В случае заминки «подстегните» свою фантазию: извлекайте из корзины следующий предмет – и сказка легко продолжится.
Карточные игры
Возьмите старую колоду карт или карточки одного размера. На них надо нарисовать (или приклеить уже готовые рисунки) различных сказочных героев, зверей, картинки природы... Эти атрибуты нужны для того, чтобы разбудить ваше воображение. Вполне вероятно, что главным героем захочет стать ваш ребенок – сказки «про себя» дети слушать обожают. Придумайте название для сказки. В нем должна отражаться фабула вашей истории. Например, «Сказка про то, как Арина ходила к доброй корове за молоком для котят» или «Сказка про козленка, который получал подарки». Действие сказки может происходить там, где живет ребенок, а может переместиться в сказочное место. А как только придет время рассказывать сказку, вытаскивайте по очереди из колоды 3–7 карточек (чем старше ребенок, тем сложнее сказка, тем больше у нее поворотов и подробностей, и тем больше карточек вам понадобится). Пришла пора отправлять героя, изображенного на картинке, в сказочное путешествие.
Народные премудрости
Пословицы и поговорки тоже помогут сочинить вам сказку. Они хороши тем, что там есть двойной смысл (прямой и переносный), а зачастую запрятана инте- ресная история. Например, «Кто хвалится, тот с горы свалится». Достаточно во- образить гору и разных животных, которые идут туда (в гости, за морковкой…) – и сказка готова. Детям 4–5 лет интересно будет самим сочинять сказки по тем пословицам, которые вы им предложите. Выберите пословицу в словаре крылатых выражений. Придумайте двух-трех героев (сказочных или реальных). Обсудите пословицу таким образом, чтобы ребенок понял, в чем ее основной смысл!
Советы сочинителям
- Учитывайте возрастные особенности своего ребенка. Штудировать учебники по психологии не обязательно. Достаточно обратить внимание на те народные и авторские сказки, которые он любит сейчас. Так, малыш не влюбится в Дюймовочку, если ему годик, а в полтора – два может испугаться вредных жаб и не понять, почему девочка прощается с солнышком.
- У детей такое богатое воображение, что они «видят» все то, что вы рассказываете. Не изображайте слишком ярко и красочно (с подробностями) злого героя или бедствия. Ему это может запасть в память, и он долго будет бояться – сам не понимая чего.
- Если вам показалось, что ребенок что-то не понял, задавайте вопросы, давайте пояснения, но делайте это корректно, без поучительства, чтобы не разрушить поэзию волшебной сказки.
- Бывает, что ребенок предпочитает и потому требует рассказывать ему однотипные сказки. Например, только приключенческие, повествовательные, бытовые или «научно-технические». Ничего необычного в этом нет. Это неплохо, но рассказывайте и сочиняйте вместе с ним разнообразные сказки, такие же многогранные, как окружающий мир и наши взаимоотношения с ним.