У каждого родителя есть арсенал домашних занятий для детей: вместе заниматься хозяйством или готовить еду, играть в «войнушку» или строить крепость, расставлять мебель в кукольном домике и так далее. А когда все игры сыграны, а любимые игрушки уже поднадоели, возникает вопрос, чем же занять ребенка. На помощь приходят эксперты: они сделали подборку из 10 игр, которые помогут дошкольнику познаватьокружающий мир, научат общаться, принимать правила и отстаивать себя.
Знакомство с окружающим миром
«Зоопарк»
Правила: участники игры должны изобразить, как выглядят животные из зоопарка: как они ходят, какие звуки издают. А затем угадать: один показывает животное, а другой должен догадаться, какое это животное изображается.
«Кладоискатели»
Скорее превращайтесь в отважных капитанов корабля. Пусть диван станет вашим судном. Плывите к берегам таинственного острова. И пусть он выглядит как диван! Высаживайтесь на берег и отправляйтесь искать клад. А найти его можно несколькими способами:
«горячо-холодно»;
создать план комнаты с подсказками.
Усложнить задачу можно, если передвигаться, не касаясь пола.
Для самых внимательных
«Найди цвета»
Правила: ведущий игры называет определенный цвет, а игроки должны коснуться в комнате всех предметов этого цвета. Чур, не повторяться!
«Съедобное-несъедобное»
Эту игру знают все родители: один игрок загадывает слово и бросает мяч, а другой ловит его, если слово «съедобное», и отбивает мяч, если «несъедобное».
«Собираем слово»
Берем листы формата А4 и пишем на них буквы. Загадываем слова и, перепрыгивая с буквы на букву, собираем их. Интересно, кто окажется быстрее?
Для непосед
«Челночок»
Кто быстрее переложит или перенесет предметы из одного тазика в другой? А если на пути расставить препятствия? Можно использовать веревочку или подушечки и построить целый маршрут, по которому игроки будут переносить предметы. Цель игры — сделать это быстрее всех.
«Беги, не урони!»
Правила: надуйте по воздушному шарику. Определитесь, где будет «старт», в где — «финиш».
Переносите шарики так, чтобы они не касались пола. Используйте любые подручные материалы: ложки, пластиковые тарелки, деревянные палочки; прыгайте, зажав мяч между колен, или объединитесь в пары и несите мяч, зажав межу локтями, щеками или бедрами. В чем сложность? В том, что руками поправлять мяч нельзя.
«Твистер»
Для этой игры потребуются разноцветные круги из цветной бумаги: их можно вырезать самостоятельно и закрепить скотчем на полу.
Правила: возьмите два мешочка или две шапки. В один мешочек поместите записки с указанием: «правая рука», «левая рука», «правая нога», «левая нога». А в другой мешочек — записки с указанием цвета. Так, с переходом хода от игрока к игроку, тяните записки из мешочков и выполняйте задания!
«Черепахи»
Превратитесь в черепах: вставайте на четвереньки и кладите подушку на спину. Добирайтесь до финиша так, чтобы панцирь не упал. Устройте соревнование черепах, привлекая всех членов семьи!
«Танцуем с настроением»
Включайте разнообразную музыку, загадывайте эмоцию и танцуйте танец радости, грусти, восторга.
Золотые правила
Особенно важно в игре — сохранять доброжелательность и следить за безопасностью. Безопасность — основное правило игры. Если оно не выполняется, значит, пришло время остановить игру. Выполнение правил учит ребенка с уважением относиться к границам. Этот навык помогает адаптироваться в детском саду и школе, принимать правила коллектива и выполнять требования взрослых.
Правила игры, конечно, могут меняться. Например, когда они оказываются слишком сложны и хочется по-другому. Важно сообщать всем игрокам о смене правил и начинать новый «кон» игры. Во время игры правила не меняют. Кроме того, игра — отличное пространство, чтобы побыть в новой роли. Например, стать на 1 кон хулиганом-пиратом или рыцарем-спасителем, злой ведьмой или прекрасной принцессой. Предоставьте возможность ребенку побыть тем, кем ему захочется. И позвольте проснуться своему внутреннему ребенку.