Большинству детей приходится напоминать о необходимости мыть руки. Но не восьмилетнему Тео Пантели. В течение последних трех лет Тео соблюдает строгую рутину — мальчик моет руки при виде крошечной пылинки, иногда по несколько раз за час. Каждое мытье рук занимает ровно 20 секунд — именно столько, сколько нужно, чтобы два раза спеть песню «Happy Birthday».
И речь идет не только о руках — Тео не пьет из школьных чашек, даже если они чистые. Он просит других детей держать с ним дистанцию не менее полутора метров, когда они больны. Он отказывается держаться за руки с членами семьи.
Все это вызвано страхом заразиться вирусом, который может навредить ему или его семье. А еще это поведение — классический симптом обсессивно-компульсивного расстройства или ОКР. Люди с ОКР испытывают навязчивые мысли и пытаются справиться с тревогой, используя повторяющиеся действия.
Поведение может зависеть от страха: исследования показывают, что примерно в 40% случаев это страх заразиться чем-либо. К другим распространенным страхам можно отнести ограбление. Этот страх приводит к навязчивой проверке замков и дверей.
Иногда такое состояние вызвано каким-либо травмирующим переживанием. Для Тео это оказалась пандемия коронавируса, которая началась, когда мальчику было всего пять лет.
«В детстве у него не было таких проблем — говорит Тас, мама мальчика, работающая медсестрой неполный день. «Затем коронавирус перевернул жизнь Тео с ног на голову. Он следил за происходящим в новостях, потому что ему было важно знать, когда он сможет увидеть своих близких и вернуться в школу. Именно тогда он начал одержимо мыть руки — мне кажется, он думал, что это поможет ему вернуться к нормальной жизни».
«Он был очень рад вернуться в школу и увидеть своих друзей. Однако, его страх перед микробами никуда не делся. Он очень беспокоился, что снова введут карантин».
К сожалению, Тео не одинок. Эксперты говорят о своих опасениях, связанных с недавним ростом манифестации обсессивно-компульсивного расстройства, связанного с заражением, среди школьников. По их словам, проблема во многом связана с событиями 2020 и 2021 годов. «Поощрение социальной дистанции и ношения масок оказала гораздо более выраженное влияние на детей, чем ожидалось», — говорит доктор Стора, детский психолог-консультант. «Я до сих пор регулярно вижу детей с покрасневшими руками из-за того, что они часто моют руки, и детей, которые отказываются ходить в школу, потому что боятся что-то подхватить. Это вызывает беспокойство, потому что ОКР может остаться с ними на всю жизнь».
В Великобритании с ОКР живут около 750 000 человек, из них 35 000 — дети. ОКР может развиться в любом возрасте, но обычно начинается в детстве. Некоторым удается справиться со своими компульсиями при помощи лечения, которое обычно включает в себя работу с психологом в когнитивно-поведенческом подходе. Иногда для лечения применяются антидепрессанты.
Однако лечение не гарантирует результат и не всем удается контролировать свое состояние, что сказывается на повседневной жизни людей, вызывая сложности с общением и работой. Некоторые люди даже с трудом выходят из дома.
Это не первый раз, когда глобальный кризис в здравоохранении вызывает рост ОКР, связанного с загрязнением. Каждый раз, когда инфекционные заболевания выходят на национальный уровень, можно заметить увеличение количества людей с ОКР.
То же случилось и с коронавирусом: в первые шесть месяцев 2020 года, когда он был широко распространен, в нескольких странах значительно увеличилось количество обращений за помощью в связи с ОКР. А люди, которым уже давно поставили диагноз, обнаружили, что симптомы либо вернулись, либо ухудшились.
В Великобритании же случился поразительный рост заболеваемости среди детей. Исследования показали, что число детей, получивших психологическую помощь в связи с ОКР, выросло более чем на 30% по сравнению с прошлым годом. Между тем, почти 70% детей с ОКР стали хуже себя чувствовать. И многие из них говорили о том, что они боятся заразится коронавирусом.
Спустя три года этот страх их все еще не отпускает. «Мы по прежнему лечим детей со страхом заражения, вызванным коронавирусной инфекцией», — говорит Индий Хейлор, главный терапевт лондонской клиники OCD Excellence. «Мы обнаружили, что дети младше десяти лет были более восприимчивы к призывам о безопасности, которые использовались во время пандемии. И теперь, когда они подросли, эти модели поведения закрепились».
Обсессивно-компульсивное расстройство обычно начинает развиваться в возрасте около пяти лет, а уже к шести-семи годам симптомы становятся выраженными. Тем не менее, сегодня можно заметить, что необычное внимание к чистоте проявляют и дети трех и четырех лет, что вызывает опасения у экспертов. В таком случае лечение направлено не на ребенка, которому сложно объяснить, почему то, что он делает, неправильно, а на его родителей, которые и являются источником беспокойства.
Еще один ребенок, пострадавший от последствий пандемии — трехлетняя Стелла Джонс. «Она родилась во время пандемии, и все, что она видела с тех пор — мир, который ориентируется на чистоту», — говорит мама девочки, София. «Во время пандемии я везде носила с собой антибактериальное средство для рук, и теперь Стелла тоже хочет им пользоваться. Он показывает на бутылочку и активно жестикулирует до тех пор, пока не получит его. Дошло до того, что мне пришлось купить ей ее собственный антисептик, чтобы она успокоилась».
По словам матери девочки, несмотря на то, что она еще слишком мала, чтобы понимать, что такое микробы, она уже проявляет признаки беспокойства по поводу гигиены: « Когда с приходила с работы во время пандемии, я всегда тщательно мыла руки, прежде чем прикоснуться к ней. Теперь она тоже хочет, чтобы ее руки всегда были вымыты. Когда она ест или собирается взять что-то, она протягивает мне руки, что я их протерла. Она не знает, что такое коронавирус, но видит крошки и грязь и начинает беспокоиться. Такое чувство, что грязь она ассоциирует с чем-то плохим».
Мама девочки переживает, будет ли так всегда: «Я беспокоюсь, что она пропустит все веселье: рисование пальчиками и игры на детской площадке. Я не хочу, чтобы она стала одержима уборкой, как я».
Некоторым детям удается перебороть свои страхи — шестилетняя Виваана тоже очень беспокоилась об инфекции во время пандемии. Ее мама, Джеру, рассказывает: «В начале было много неуверенности в том, как можно заразиться коронавирусом, и я думаю, я передала дочери свои тревоги и паранойю».
Девочка стала бояться других людей и просила перейти на другую сторону улицу, если кто-то шел ей на встречу. Она не хотела играть с другими детьми, касаться грязи или травы. И все время мыла руки, напевая «С днем рождения», как ее научили в детском саду.
Стремясь успокоить тревогу дочери, ее мама написала книгу «Охота на жуков Пипа и Гери», в которой постаралась объяснить для нее разницу между плохими жуками», такими как коронавирус, и «хорошими жуками», с которыми дети контактируют каждый день.
«Это помогло ей осознать, что мир — это не страшное место. В сочетании с нашим более расслабленным отношением после вакцинации это сработало. Теперь она довольно бесстрашный ребенок и любит играть со своими друзьями».