Быть смешным и смешно шутить — это две большие разницы. Бывает так, что ребенок устраивает «клоунаду» — специально веселит публику. Но это поведение не связано с чувством юмора. Это, скорее всего, его защитная реакция, он от чего-то защищается. А когда ребенок хохочет, услышав юмористический рассказ, сам выдает шутки, это — работа мышления.
Почему важно развивать у ребенка чувство юмора
Как известно, смех — лучшее лекарство для мозга. Чувство юмора помогает находить позитивные моменты и легче переносить трудности. Условно можно выделить три главные полезные функции остроумия:
Эмоциональная (помогает видеть мир в ярких красках, с неожиданной стороны, формирует позитивное мышление, уверенность в себе)
Социальная (коммуникабельность, умение общаться в коллективе, находить друзей)
Интеллектуальная (развивается мышление, наблюдательность, творческие способности).
Когда у ребенка появляется чувство юмора
Первые положительные эмоции появляются у младенцев в возрасте примерно с шести недель, они улыбаются, потом мило гримасничают, потом заливисто смеются. Эти еще рефлекторные реакции в тот момент, когда удовлетворены базовые потребности малыша (он сыт, ему комфортно), или в ответ на разговор, голос мамы. А первое проявление чувства юмора, осознанная реакция на смешное, характерно для детей старше 3 лет. Ребенок специально переставляет слова, делает что-то нарочно в непривычном порядке, и эта игра у него вызывает смех.
Как связаны юмор и мышление
Развивается чувство юмора с развитием когнитивных навыков, речи, воображения и т.д. Это навык мыслительного процесса через поиск аналогий, сравнений, анализ и синтез происходящего. Поэтому справедливо сказать, что хорошее чувство юмора — признак высокого интеллекта. И наоборот — если дошкольник, в отличие от своих сверстников, не видит смешных моментов в книге, рисунках, ситуациях, это может указывать на проблемы с развитием.
Когда человек смеется над ерундой — это тоже характерный признак, показывающий его образ мышления. Когда мы слышим или видим что-то смешное, у нас включается в работу префронтальная кора головного мозга, которая оценивает потенциальную шутку: смешная — несмешная, пытается понять ее смысл. Если человек смеется над всем, значит, его лобные доли не могут полноценно оценить ситуацию и дать команду лимбической системе мозга, как реагировать. Если лобные доли понимают смысл и расценивают шутку уместной, то лимбическая система выдает реакцию в виде смеха.
Как развивать чувство юмора у ребенка
Если дошкольник не понимает смысл шутки, нужно расширять его кругозор. Аналитическое мышление напрямую связано с понятийной сферой. Например, если ребенок не вспомнит, как выглядит сказочный персонаж Змей Горыныч, то и анекдот про него ему не покажется смешным, он просто не поймет его смысл. Поэтому ему нужно накапливать знания: больше читать, смотреть хорошие детские фильмы, ходить на выставки. Много шуток построено на игре слов, поэтому развивать его словарный запас.
Читать вместе детскую литературу и обсуждать прочитанные смешные случаи. Помните рассказ Драгунского «Заколдованная буква» (фыфка, сыска)? Спросите ребенка, как он понял смысл смешной истории. Ему нужно не пересказать текст, а передать главную мысль.
Учить ребенка позитивному мышлению. Подружиться с юмором можно, когда есть позитивный взгляд на жизнь и умение радоваться.
Развивать ассоциативное мышление. Есть много игр и упражнений, которые помогают отточить навык остроумия: нарисовать смешного зверька, зарифмовать слова, придумать смешную историю.
Показывать на своем примере, как полезен юмор в общении, как можно речь разбавлять каламбурами и шутками, смотреть веселые передачи. Ребенок будет повторять за родителями.
Отвечать на шутки малыша. Ему хочется насмешить маму, он ждет от вас обратной реакции, поэтому обязательно реагируйте смехом и похвалой.