Выработать режим у дошкольника нелегко. Каждый родитель сталкивается со своими тонкостями детской психики. Психолог отвечает на вопросы читателей, для которых сборы в детский сад — ежедневная пытка.
«Дочь ложится поздно, а утром просыпается в истерикой»
«Марину очень трудно уложить вечером, так как она заявляет, что не хочет спать. А утром, когда я бужу ее, она хнычет, вредничает, отказывается вставать. День начинается с нескончаемого нытья и моего ворчания».
Ольга, мама 4-летней Марины
Комментарий психолога
Соблюдение режима очень важно для поддержания нормального психоэмоционального состояния ребенка. Желательно придерживаться более-менее четкого графика с самого рождения, постепенно меняя его в зависимости от возраста.
Так, до полутора лет дети спят два раза в день, затем остается один дневной сон, от которого некоторые начинают отказываться только в три-четыре года. Однако если ребенок встает рано, будет лучше, если он отдохнет час-другой в середине дня и восстановит силы. Дети, посещающие детский садик, ложатся спать днем в обязательном порядке, а «домашних» детей мама или бабушка должны укладывать на дневной сон самостоятельно (предпочтительно в одно и то же время). И, кстати, дополнительный отдых нужен не только дошкольникам, но и ученикам первых-вторых классов, ведь в этот период ребенок испытывает сильную умственную и физическую нагрузку.
Поздний отход ко сну тоже негативно сказывается на нервной системе ребенка: он перевозбуждается и переутомляется, из-за чего утром может капризничать и плакать. Поэтому важно выстроить определенный график и придерживаться его из дня в день. Разумеется, иногда можно слегка отходить от четкого режима, но это должно быть скорее исключением.
Старайтесь приучить ребенка ложиться не позднее 9–10 часов вечера, чтобы он высыпался и утром вставал спокойным и бодрым. Веселых, активных занятий вечером лучше избегать, вместо этого предложите малышу тихие игры или небольшую прогулку. Если ребенок не желает идти в постель вовремя, проявите твердость и создайте «вечернюю» атмосферу: выключите телевизор, приглушите свет, проветрите комнату, вместе почитайте книжку перед сном или просто побеседуйте. Еще можно сделать ребенку расслабляющую хвойную ванну.
Бывает, что ребенку трудно встать сразу, ему нужно немного полежать, прийти в себя, и это вполне естественно. В этом случае будите ребенка немножко раньше, минут на 15–20, чтобы он имел возможность влиться в ритм дня постепенно. Можете включить легкую приятную музыку, открыть дверь в детскую и пойти готовить завтрак на кухне. Некоторым детям необходимо, чтобы их обняли, погладили. Еще можно сделать маленькую зарядку в постели: потягивания, длинные вдохи — короткие выдохи и массаж мочек уха.
«Дочь с утра сонная, не завтракает ни дома, ни в детском саду»
«Моя дочь по утрам ужасно вялая. Для того чтобы одеться, ей нужно чуть ли не полчаса! А ведь надо и умыться, и одежду приготовить, и в комнате прибрать. В саду не завтракает, но и дома завтрак — невероятная проблема: Света наотрез отказывается есть. В итоге мы собираемся с ней больше часа и регулярно опаздываем в сад».
Александра, мама 5-летней Светы
Комментарий психолога
Иногда ребенок хоть и встал с постели, но будто до конца не проснулся: еле передвигает ноги, зевает, трет глаза. На самом деле он действительно еще не до конца пробудился и из-за этого медлительный, неразговорчивый, хмурый. Некоторые дети в таком состоянии отказываются от еды, чем сильно беспокоят родителей, и особенно бабушек, которые пытаются впихнуть в ненаглядное чадо «хотя бы ложечку». Если вас это серьезно волнует, пробуйте заманить ребенка на кухню его любимым вкусным блюдом — возможно, так вы сумеете разогреть аппетит малыша. Кстати, можно привлечь девочку и к самому процессу приготовления завтрака — дети, как правило, с большим аппетитом едят то, к чему приложили хотя бы немного усилий. Если же ваши старания пока не увенчались успехом, не расстраивайтесь: тем больше шансов, что в детском саду он съест за завтраком все, что ему предложат.
Кроме того, перенесите все важные дела с утра на другую часть дня: настраивайте ребенка на то, чтобы вместе с вечера готовить детскую одежду, собирать сумку, чтобы утром не было лишней суеты. Старайтесь будить дочь, учитывая особенности ее биологических часов, понимая, что после сна она будет вялой и рассеянной. Рассчитывайте время так, чтобы не пришлось бесконечно подгонять малышку и прикрикивать. В идеале с утра ребенок должен самостоятельно спокойно одеться, привести себя в порядок и пойти в садик в хорошем настроении, а не взбудораженным и раздраженным.
«Сын встает рано, но от игры его не оторвать»
«Кирилл — ранняя пташка, встает чуть свет. Но вот быстро одеться или умыться — это непреодолимая проблема, поскольку Кирилл постоянно отвлекается от дела. Например, скажу ему переодеться — Кирюша послушно стягивает пижаму, но уже через минуту в полураздетом состоянии катает машинки. Или идет завтракать и „застревает“ на кухне на полчаса, потому что передают его любимый мультик, и т. д. Он совершенно не умеет следить за временем! Какое уж тут соблюдение режима!»
Екатерина, мама 5-летнего Кирилла
Комментарий психолога
В пять лет ребенку еще трудно распределять время. Но в этом возрасте он уже вполне может научиться следовать намеченному плану. В этом могут помочь игры. Купите ребенку яркий будильник, поставьте в ванной красивые песочные часы, которые будут отмерять определенный период времени, и за этот временной отрезок малыш должен успеть выполнить задания: одеться за 3 минуты, умыться и почистить зубы за 5 минут, позавтракать за 15 минут и так далее. Важно заинтересовать ребенка игрой, сказав что-то вроде: «Спорим, ты не сумеешь одеться за 3 минуты?» или «Давай засечем, кто из нас быстрее завяжет шнурки», — и результат не заставит себя долго ждать.
Кроме того, для ребенка очень важна мотивация — зачем ему требуется быстро собраться в садик и прийти на занятия вовремя? Чувство ответственности в дошкольном возрасте развито еще не у всех малышей (хотя, разумеется, есть дети, которые безумно боятся опоздать в садик и способны самостоятельно собраться без напоминаний). Поэтому в 5–8 лет мотивацией может служить награда — от посещения театра или аттракционов до покупки новой игрушки. Главное — ребенок должен быть заинтересован не опаздывать, учиться контролировать собственный график и распределять свое время. Только соблюдайте грань, не позволяйте ребенку пользоваться положением, а награждайте лишь за дело, когда малыш действительно старался.
«Сын не понимает, зачем вообще ходить в садик»
«Утро — самая тяжелая часть дня. И все из-за того, что моего сына невозможно разбудить вовремя. Казалось бы, проблема выеденного яйца не стоит. Ан нет! Начинается с того, что я каждые пять минут в течение получаса захожу в детскую, пытаясь поднять Алешу. Сначала ласково щекочу за пятки, целую — он что-то мурлычет в ответ. Я ухожу готовить завтрак и, вернувшись, снова застаю его спящим. Опять бужу, он сонно отвечает, что через минуту встает. Иду накрывать на стол, но он продолжает спать. И так может длиться до бесконечности, пока у меня не лопается терпение и я силой не вытаскиваю его из постели!»
Елена, мама 5-летнего Алеши
Комментарий психолога
Причины, по которым ребенок не может встать в сад, могут быть разными. Не выспался, устал, переутомился и просто не в силах встать без принуждения. Но иногда малыш отказывается идти в сад потому, что… боится! Бояться он может строгой воспитательницы, драчливого ребенка и даже детского утренника (например, когда предстоит выступление перед аудиторией).
Если ребенок рассказал вам о своих опасениях, ни в коем случае не ругайте и не высмеивайте его. Так вы проблемы не решите, а лишь усугубите ее. Малыш еще больше замкнется в себе, а бояться меньше не станет. Даже наоборот. Ведь теперь и «родители не на его стороне». Выслушайте малыша, проявите сочувствие, чтобы он ощутил вашу поддержку, а затем предложите выход из ситуации.
Некоторые родители совершают ошибку, перелагая решение сложностей на хрупкие детские плечи, говоря, что сын или дочь «должны учиться стоять за себя и преодолевать трудности». Если бы ребенок мог, он бы сам справился без вашей помощи! Когда ребенок действительно чего-то страшится и просит вас о поддержке, не оставайтесь равнодушными к детским переживаниям, дабы не оттолкнуть его от себя и не породить в нем комплексы.
Так, если у ребенка сложные отношения с воспитательницей, обязательно переговорите с ней и попытайтесь наладить контакт. В случае возникновения конфликтов с другими детьми постарайтесь урегулировать ситуацию вместе с их родителями или тоже прибегайте к помощи воспитателя — он следит за «климатом» в группе и может помочь ребенку влиться в компанию, подружиться с ребятами. Ребенок должен полюбить свой «второй дом» и ходить туда с удовольствием.