9-летняя Алиса Теплякова ровно месяц, как студентка МГУ. Parents.ru уже рассказывал о самой юной российской выпускнице, которая в 8 лет получила школьный аттестат и поступила на психологический факультет самого престижного российского вуза. Правда, на бюджет баллов не хватило, но ведь сам факт: 9 лет и первый курс МГУ.
Папа Алисы Евгений Тепляков — сам по одному из образований психолог. Поэтому продолжает помогать девочке в учебе и тут. Говорит, Алиса значительно опережает сверстников.
«Она очень далеко уходит вперед, —
На мой взгляд родителя, Алиса окончила первый семестр полностью. Соответственно, на лекциях ей уже делать нечего. Она просто должна сидеть, чтобы галочка стояла за посещаемость».
Друзей у Алисы, правда, в институте нет. Но это и не удивляет: 18-20-летним первокурсникам было бы странно дружить с девочкой вдвое младше. Ее папа говорит, что она «развивается по возрасту, играет и общается со сверстниками».
Напомним, у Алисы еще 6 братьев и сестер. И они все претендуют на уникальность. Лейя Теплякова, как и Алиса считается самой юной школьницей в России, их семилетний брат Хеймдалль уже сдал ОГЭ и получил аттестат за 9 класс. А самый младший малыш в семье, хоть и родился всего 3 месяца назад, но уже твердо стоит на ногах. Причем в прямом смысле слова.
Евгений Тепляков не устает повторять: его дети не гениальные, они самые обычные. Просто с ними занимаются «правильно», не тратя времени на всякие ненужные формальности. И примеру этой семьи уже готовы последовать многие родители, которым понравился результат.
Но стоит ли принудительно воспитывать из ребенка гения? И что вообще делать, если вы внезапно осознали, что ребенок вундеркинд? Об этом поговорили с семейным психологом Светланой Синтяевой.
— Развитие ребенка сегодня в принципе ускоряется. С 6 месяцев — развивалки, к школе — надо уметь читать и писать. Как найти эту грань: между нормальным ранним развитием и чрезмерным?»
— Безусловно, сейчас нормы развития ребенка изменились. Требования к детям растут с каждым годом. Например, когда я сама поступала в первый класс, я едва умела читать, а сейчас мой первоклассник прекрасно читает не только на русском, но и на английском. Ребенок в развитии должен соответствовать нормам времени, иначе ему будет очень тяжело в школе — если, например, в первом классе все умеют читать, а он — нет. Ребенка к школе необходимо готовить, и очень хорошо, что сейчас существуют разные курсы для этого.
Развивать малыша с пеленок можно, но это должны быть, например, потешки, сказки — словом, что-то, что соответствует его возрасту. А затем уже постепенно добавлять методики, которые ближе вам самим.
Но грань, о которой идет речь, родители должны определять сами, исходя из способностей ребенка. Одним легко даются чтение и математика, другим детям бывает сложнее. Во всем нужно искать золотую середину.
— Но стоит ли искусственно ускорять развитие? Делать из ребенка вундеркинда, при этом лишая его детства?
— Родители могут сами, по собственной программе делать из ребенка вундеркинда, только если он талантлив и одарен! Но, если он занимается по усиленной программе, вне социума, то лишается простых человеческих радостей, которые были у нас всех в детстве.
Сами же родители часто бывают зациклены на карьере ребенка, на его знаниях, упуская из внимания адекватную социализацию сына или дочери. И поэтому, как правило, ребенку сложно определиться со своими интересами и заводить друзей.
— Если все же родители решили воспитывать гения, как позаботиться о его эмоциональном интеллекте? Можно ли его тоже развить ускоренными темпами?
— Если вы решили воспитывать своего одаренного ребенка вундеркиндом, очень важно его не перегружать. Не давать ему взрослые нагрузки, с которыми он не сможет справиться. Вместо того, чтобы по 5-6 часов учить дома уроки, он должен иметь возможность гулять, общаться со сверстниками — и ему необходимо создать такую среду, где есть друзья, где ребенок сможет проживать свои эмоции в игре. Важно сохранить ему счастливое детство.
— Если ребенок действительно одарен, как себя вести родителям? Можно ли демонстрировать ему его же исключительность или стоит как-то пытаться «притормозить» его?
— Если ребенок действительно талантлив, то, конечно, необязательно ему об этом постоянно говорить, он сам это почувствует, и окружающие — например, учителя, — ему об этом скажут.
Важно подчеркивать его исключительность, но делать это в разумных пределах, чтобы не развить в нем чрезмерное чувство собственной значимости.
Родителям необходимо научиться находить золотую середину между похвалой и скромностью. Но, разумеется, развивать его способности и направлять на различные конкурсы, чтобы ребенок научился понимать силу своего таланта.
— А в жизни, в общении с какими трудностями могут столкнуться дети-вундеркинды?
— Главная проблема вундеркиндов — они «белые вороны». Им тяжело общаться, учиться взаимодействовать с людьми. Они часто попадают не в свою среду, им приходится общаться с ребятами гораздо старше, у которых уже другие интересы. Они чувствуют себя в обществе этакими «инопланетянами», общение с одноклассниками или одногруппниками дается им очень сложно. Как правило, такие дети очень одиноки, и это сказывается на развитии их личности.
— Чем это может быть чревато во взрослом возрасте? Есть ведь такое понятие — «синдром бывшего вундеркинда».
— Синдромом бывшего вундеркинда психологи называют невроз, который выражается в постоянном желании выделяться, болезненном самолюбии. И этот невроз человек может пронести через всю свою жизнь. Поскольку вундеркинды часто одиноки, этот невроз развивается с детства и влияет на гармоничное формирование личности.
На протяжении всей их жизни на них давит множество факторов: от чрезмерного внимания родителей до сверхнагрузок и естественного одиночества в группе детей. Таким детям во взрослом возрасте очень пригодится терапия, чтобы проработать психологические травмы, полученные в детстве.