Новость о том, что 34-летнюю британку Люси Летби приговорили к пожизненному заключению, вызвала, как ни странно, противоречивые мнения. Близкие медсестры не могли поверить в то, что их подруга могла совершить серию убийств новорожденных, но в процессе сбора доказательств удалось подтвердить причастность девушки к смерти семи младенцев и покушении на убийство еще шестерых. Всего Люси подозревали в 22 подобных эпизодах.
Медсестра, проработавшая в британской больнице графини Честерской один год, с 2015 по 2016-й годы, вводила в вены детей инъекции воздухом, делала уколы инсулином. Это привело к гибели нескольких детей. Но лишь в 2017 году делу дали ход, и Люси арестовали. До этого руководство предпочло скрывать вопиющие случаи, повлекшие смерть младенцев.
Многие друзья и коллеги, знавшие Люси Летби лично, отметили ее как жизнерадостную девушку, обожающую веселье. Но меньше всего они подозревали, что их знакомая на такое способна. Не только родители погибших детей, но и многие пользователи Сети не могут понять, что могло стать мотивацией для действий медсестры. Зачем она это сделала? Если у женщины было профессиональное выгорание, почему она просто не уволилась? Эти и многие другие вопросы задают люди, изучив историю Люси.
Что движет подобными людьми?
Вероятнее всего, поступки Люси Летсби связаны с психической патологией, а именно диссоциальным расстройством личности. Жестокость таких людей часто мотивирована отсутствием развитой способности к эмпатии, интересом к процессу умирания как такового. Внутри них копится агрессия, которой они не способны управлять конструктивно. У таких людей также часто выражен нарциссизм, то есть внутренняя установка на то, что они способны управлять другими людьми, контролировать их жизни. К тому же, ощущение безнаказанности в связи с тем, что руководство больницы помогало скрыть преступления, могло подкреплять жестокое поведение. Чаще всего серийные убийцы могут заставить себя остановиться только в том случае, если существует угроза их благополучию, а не из возникшего сострадания к жертвам.
Что такое диссоциальное расстройство личности, чем оно может быть вызвано?
Раньше оно называлось «психопатией». Никто не может точно сказать, как оно формируется, известно, что это расстройство развивается по ряду причин: с одной стороны, роль могут играть наследственность и другие биологические факторы; с другой стороны, расстройство личности — это патология характера, а значит в его формировании существенную роль играет среда, в которой растет человек. Есть и другие примеры серийных убийц, которые описывали своих родителей как властных, жестоких, эмоционально холодных, часто контролирующих людей. Жестокости можно научиться и на примере других.
Почему руководство покрывает такие действия?
Возможно, дело в необходимости по тем или иным причинам сохранить репутацию учреждения. Часто к работе с детьми, включая самых маленьких, допускают только после тщательного отбора. Преднамеренное убийство детей — тема, которая находит в людях эмоциональный отклик гораздо большей силы, чем убийство взрослых. Поэтому, вероятно, руководство клиники пыталось всеми силами избежать распространения информации об этом.
При обыске в доме Люси Летби полицейские нашли дневник с несколькими записями, и содержание одной из них было следующим:
«Я не заслуживаю жить. Я убила их намеренно, потому что я недостаточно хороша, чтобы заботиться о них. Я ужасный, злой человек, я сделала это».
Это ли не прямое доказательство вины? Но в своих рассуждениях на бумаге девушка не объясняет причину, которая толкнула ее на этот поступок. Люси до последнего отрицала свою вину в смерти новорожденных. Судья Госс, который в итоге и вынес приговор, отметил, что подсудимая проявляла признаки «злобы, граничащей с садизмом», и не испытывала никакого раскаяния.
Делегированный синдром Мюнхгаузена?
Некоторые эксперты предполагают, что Люси могла страдать от делегированного синдрома Мюнхгаузена (которое было у матери Джипси Роуз Бланшар). Для этого редкого психического расстройства характерна одержимость медицинскими процедурами и постоянный поиск у себя новых диагнозов. Особенность делегированного синдрома Мюнхгаузена в том, что свою «страсть» к лечению человек направляет не на себя, а на другой объект. Для того, чтобы добиться необходимых диагнозов для своего объекта, например, ребенка, человек способен подделать документы или даже отравить ребенка, чтобы добиться нужных симптомов. В случае Люси, женщина могла убеждать себя, что младенцы тяжело больны, и совершала действия, которые приводили к ухудшению их здоровья или же летальному исходу.
«Убийства были мотивированы патологическим желанием внимания и сочувствия. Текстовые сообщения, опубликованные во время суда, указывают на попытки Летби вызвать сочувствие у своих коллег после смерти детей. Девушку неоднократно просили передать родителям известие о смерти их детей. Это указывает на ее желание быть причастной к последствиям убийств», — в свою очередь считает криминолог и старший преподаватель криминологии в Университете Лафборо Доминик Уиллмотт.
Доктор Марк Фельдман, клинический профессор психиатрии и адъюнкт-профессор психологии в Университете Алабамы (США) в книге «Умереть, чтобы быть больным» описал случаи серийных убийц с делегированным синдромом Мюнхгаузена. В истории описано больше 100 подобных случаев. Причиной такого поведения указано не желание навредить детям или ставить на них эксперименты, а стремление к сочувствию и вниманию коллег, которые верят, что у вас — тяжелые пациенты, но вы продолжаете героически их спасать. На одном из допросов Люси утверждала, что хотела привлечь внимание женатого коллеги, к которому она была неравнодушна.