Реклама – это, как правило, призыв что-нибудь купить или воспользоваться предлагаемой услугой. Реклама базируется на знании человеческой психологии, минуя логику, она вступает в игру с нашими эмоциями и подсознательным, чтобы вложить в наши головы нужную реакцию на определенный товар, торговую марку, человека. Особенно преуспевает в этом реклама телевизионная. Создатели роликов, пропагандирующих различные товары, делают все возможное, чтобы их «маленькое кино» задело души и кошельки телезрителей. Они честно зарабатывают себе на хлеб, в то время как перед экранами сидят дети, как губка, впитывающие и яркие образы, и звучную музыку, и легко запоминающиеся слоганы.
Красивая картинка
Рекламный ролик создается для того, чтобы его увидел и запомнил потенциальный покупатель. Современные рекламные ролики на телевидении представляют собой практически короткометражные фильмы или мультики: в них есть сюжет, красивая картинка, приятная музыка. Но именно детьми рекламная информация воспринимается как нечто невероятное, неоспоримое, не поддающееся сомнению. Почему так происходит?
Если мы, взрослые, в состоянии провести границу между реальным миром и виртуальным миром рекламы, то дети не могут этого сделать. Маленький ребенок понимает все, что видит и слышит, буквально. Герои рекламы для него – реальные персонажи, яркие и привлекательные. И их образ жизни, вкусы, пристрастия, манера говорить становятся эталоном, часто довольно сомнительным. Важное место в развитии ребенка занимают эстетические чувства: чувство прекрасного и безобразного, чувство гармонии, чувство ритма, чувство комического. В раннем возрасте ребенок учится ориентироваться в таких понятиях как правда и ложь. Но рекламные образы могут нарушить правильные представления ребенка о подобных понятиях.
С другой стороны, полное табу на рекламу едва ли осуществимо и, говоря откровенно, не слишком-то желательно. Все просто – герои телесериалов (Смешарики, Рыжий Ап, и пр.) или образы кумиров (известных футболистов, актеров или музыкантов), которым они стремятся подражать, и рекламируемые ими товары составляют основу детской субкультуры, вне которой ребенку трудно построить общение со сверстниками. Для детей и подростков реклама – это информация о том, что на данный момент актуально и модно.
Реклама – двигатель желаний
Дети – идеальная целевая аудитория для рекламодателей. Они не пропадают целыми днями на работе, и если их приучить к просмотру телевизора, то, посещая магазин вместе с родителями, они будут «вымогать» чупа-чупсы, шоколадные батончики, игрушки, йогурты и жвачку, рекламу которых видели по телевизору. А для детей в возрасте 6-12 лет, которые частенько уже имеют свои карманные деньги, особо привлекательна реклама, предлагающая без усилий что-то получить («пришлите 10 этикеток продукта и получите бейсболку»). Подрастающее поколение трудно переубедить, что такие лотереи не гарантируют получения выигрыша и что качество таких «подарков» очень часто оставляет желать лучшего.
Современная реклама зачастую создается именно с целью воздействия на самого ребенка, который обязательно начнет просить увиденную в телевизоре шоколадку при посещении магазина. Из рекламы дети с маленьких лет твердо усваивают, что человек может стать счастливым, купив новый сотовый телефон, здоровым – выпив баночку йогурта или стакан консервированного сока, сильным – съев батончик «Сникерса» или пачку чипсов, красивым – воспользовавшись кремом от морщин или средством от прыщей. Такие рекламные ролики подрывают здоровый образ жизни, отвлекают внимание детей от истинных ценностей жизни, которым хотят научить их родители. Почему? Да потому что рекламируются в основном полуфабрикаты, которыми надо перекусить при первом чувстве голода, и газированные напитки, которые быстро утоляют жажду и «дают заряд бодрости на целый день».
Дурной пример
К сожалению, очень часто реклама ощутимо влияет на детскую психику – делает ребенка более агрессивным и раздражительным. Какие для этого есть причины?
* Во-первых, многие рекламные ролики повторяются слишком часто, прерывая интересные фильмы или мультики (у малышей, как правило, нет необходимости в «рекламной паузе» для того, чтобы сбегать на кухню за чаем и бутербродом).
* Во-вторых, такие товары как горные велосипеды, путешествия или автомобили пока не доступны ребенку, а иметь их уже сейчас ему хочется. Так как желания и возможности не совпадают, возникает чувство разочарования, а нередко и злости на родителей, которые не могут купить дорогую «игрушку» («У Митиных родителей классный новый VOLVO, а у нас до сих пор какая-то дурацкая KIA»).
* В-третьих, сама реклама может отличаться агрессивностью («Вы не любите кошек? Да вы просто не умеете их готовить!»).
Для ребенка все происходящее на экране – это настоящее, он еще не способен отличить правду от вымысла. Поэтому по поведению героев рекламных роликов дети формируют для себя модель поведения во взрослом мире.
Плюс на минус
И все-таки, несмотря на большое количество минусов, реклама имеет и некоторые плюсы.
* Во-первых, она дает ребенку информацию о том, что сейчас модно и актуально (а это знание немаловажно для детской субкультуры!). Дети узнают много нового, начинают лучше ориентироваться в огромном мире товаров, понимают их функции, преимущества и недостатки.
* Во-вторых, реклама развивает память ребенка. Кроме того, дети легко запоминают рекламные слоганы и цитаты, расширяя таким – пусть и несколько пассивным образом – свой словарный запас.
* В-третьих, реклама побуждает мечтать и стремиться к идеалу. Часто героем рекламного ролика является преуспевающий человек, положительный герой, на которого – к чему скрывать? – даже нам, взрослым, очень хочется быть похожим. А для того, чтобы этого добиться, необходимо к чему-то стремиться, ставить цели и думать, как их можно достичь.
А чтобы оградить ребенка от избыточного влияния рекламы, вы можете:
- Дозировать его время пребывания у телевизора. Пусть телевизор не превращается для него в единственный способ времяпрепровождения – вместе с ребенком вы можете придумать интересные и для него, и для вас занятия и игры;
- Объяснять малышу на примере героев рекламы, как нужно и как не нужно себя вести;
- Относиться к рекламным роликам с юмором. Можно найти удобный момент, чтобы пошутить на поступками или фразами рекламных персонажей. Самое главное – ребенок не должен воспринимать героев рекламы как реальных личностей!
- Продемонстрировать ребенку, что к рекламе нужно относиться избирательно. Подумайте над тем, как объяснить и показать малышу, что рекламируемый товар может и не обладать теми качествами, которые расхваливаются в ролике.
Помните, что родители для малышей – лучший пример для подражания. Не стесняйтесь и не ленитесь вместе со своими детьми играть в снежки или в догонялки, кататься на санках или роликовых коньках, устраивать совместные походы в лес или на рыбалку. Только вы можете показать ребенку, насколько интересен и разнообразен мир «вне» телевизора!
Жертва рекламы
Хотим мы того или нет, но реклама прочно вошли в нашу жизнь. Эффектные картинки, плакаты и ролики активизируют детское любопытство и пробуждают страстное желание ЭТО заиметь – во что бы то ни стало. И вы все чаще слышите: «Хочу!» да «Купи!». Что делать? И можно ли этому вредному процессу противостоять? Читать далее
Что на самом деле видят дети по ТВ
В возрасте шести месяцев они поворачивают голову в его сторону, а в год с небольшим уже умеют сами его включать. Что понимают малыши из увиденного на телеэкране, науке до конца неизвестно. А вот как они претворяют это в жизнь, точно знает Ната Кочергина, поделившаяся своими наблюдениями с нашим журналом. Читать далее
Эскапизм: дети, бегущие от реальности
Термин «эскапизм» происходит от английского слова escape – «убежать», «спастись». Это побег от реальности, поиск спасительного убежища, которое скроет от нерешенных проблем и неналаженных отношений. Убежищем может стать что угодно. Наверняка хоть раз, найдя увлекательную книгу, вы просиживали за ней не один день сутки напролет. Книги, фильмы и сериалы, хобби, религия – все это «убежища». Но есть еще одно, изобретенное человечеством совсем недавно, но быстро ставшее самым опасным, - интернет. Читать далее