В рубрике «Задай вопрос эксперту» наша читательница Мария спрашивает:
«Моему сыну четыре года. Месяц назад заметила, что ребенок начинает протестовать, когда что-то выбрасываю: сломанные игрушки или недоеденная им еда. Сейчас он заболел, высокая температура. И дошло до того, что даже не дает выливать содержимое горшка или салфетку, которой он подтирался, или нитку от кофты, коробку от сока… Сразу в слезы. Мне уже страшно. Что это может быть?»
— Отвечая на вопрос, сначала надо найти корень проблемы, затем причину проблемы, и только потом ее решение.
Корень этой проблемы чаще всего возникает в возрасте от 1,5 до трех лет, когда идет стадия развития, связанная с самостоятельностью. Ребенок учится самостоятельно ходить в туалет, держать ложку и т.д. От него в это время требуется одно — осознанность действий. Здесь родители должны приучить ребенка к бытовым условиям, к гигиене — это будет оказывать влияние на более позднее личностное развитие.
Именно в этом возрасте возникают все будущие формы самоконтроля. Если родители принуждают, требуют, ведут себя не гибко, настаивают, чтоб ребенок сейчас же что-то выполнил, например, убрал что-то, лег спать только потому, что так положено — в ответ на это ребенок может отказаться и не выполнять какие-либо приказания. У него в будущем на физическом уровне могут начаться запоры. На духовном — в ребенке превалирует удерживающий тип личности. В более взрослом возрасте эти люди становятся упрямыми и скупыми. И главное, что им сложно расставаться с какими-либо предметами.
В этом же возрасте, до 3-х лет формируется второй — выталкивающий тип личности. Он обусловлен строгостью родителей по отношению к ребенку. Черты, отличающие этот тип — склонность к саморазрушению и импульсивность. Таким с людям необходимо всем обладать.
Что нужно делать?
Ребенок находится в том состоянии, когда он не может расставаться с какой-либо вещью. Важно, что нам нельзя запрещать, иначе проблема выльется во внутренний или внешний конфликт. Нельзя отнимать что-либо у ребенка. Наоборот, говорим ему «это твое», чтобы установить доверие. Тогда ребенок успокоится.
Используем бартер, обмениваем один предмет ребенка на другой. Или используем рефрейминг, то есть убеждение — подменяем понятия «не жадность, а бережливость», «не скупость, а умение экономить».
Кроме того, важным является отношение родителей к каким-либо вещам. Ведь, возможно, ребенок копирует сценарий одного из родителей, тогда это проблема не ребенка.
— В данном случае давайте разберем два аспекта. Окружающую среду дети до трех лет воспринимают лишь через родителей. И данная ситуация может говорить нам о том, что кто-то из членов вашей семьи склонен к накопительству, или очень бережно относится к вещам. А поскольку система материальных ценностей у ребенка еще не развита, он собирает все, что ему кажется привлекательным.
Второй аспект, в этом возрасте в активной стадии период «я сам». Поэтому принятие самостоятельных решений, порой, вопреки родительской позиции, для ребенка это нормально. Таким образом малыш расширяет личностные границы, так что повода для беспокойств нет. Могу лишь порекомендовать вам предлагать ему выбор: «Мы оставляем машинку, но убираем поезд, что ты выберешь?». В таком ключе решение будет за ним, а вы уберете лишние вещи.