Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Ребенок не может усидеть за партой: ученые объяснили, почему время для детей течет иначе

Рассказываем, как возраст влияет на восприятие времени у детей и взрослых

14 февраля 2023
Ребенок не может усидеть за партой: ученые объяснили, почему время для детей течет иначе
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Представление о том, что такое время, мы приобретаем еще в детстве. Взрослея, ребенок начинает воспринимать время иначе, придает ему совсем другое значение. Это связано с тем, что время неосязаемо, мы не можем дать ему оценку на основе сенсорных ощущений, не можем его потрогать и пощупать.

Почему же дети и взрослые воспринимают время по-разному, постарались разобраться венгерские исследователи.

Оказалось, что дети дошкольного возраста измеряют длительность времени плотностью происходящих событий. Чем больше тот или иной промежуток времени насыщен действием, тем он кажется им длиннее. Взрослые же люди придерживаются концепции абсолютного времени, которое не зависит от восприятия наблюдателя.

Все мы помним, какими долгими нам казались уроки в первом классе. Дети изнывают, пытаясь высидеть на одном месте целых сорок минут! В таком возрасте они тянутся невероятно долго. Конечно, некоторым это дается проще, некоторым — тяжелее. Усидчивость зависит от характера, темперамента и, конечно, воспитания. Однако возраст в этом вопросе играет определяющую роль, доказали исследователи из венгерского Университета Этвоша Лорана.

Ребенок не может усидеть за партой: ученые объяснили, почему время для детей течет иначе
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Как исследователи добрались до истины

Ученые провели эксперимент, в котором приняли участие 138 человек. Всех их разделили на три возрастные группы: дошкольников (4-5 лет), школьников (9-10 лет) и взрослых (от 18 лет). Участникам испытания было предложено посмотреть пару видеороликов одинаковой продолжительности. Это были видеофрагменты популярного мультсериала, которые длились одну минуту и различались насыщенностью отраженных в них событий.

Первое видео рассказывало историю о полицейском, который спасает животных и наказывает вора. Во втором несколько человек просто плыли в лодке. О продолжительности видео испытуемым известно не было, и они должны были предположить, сколько длился каждый из отрывков.

Ребенок не может усидеть за партой: ученые объяснили, почему время для детей течет иначе
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Результаты исследования

Как показала статистика, результаты оказались противоречивыми. Дошкольникам видео, насыщенное событиями, показалось более продолжительным. Группы школьников и взрослых, напротив, сочли этот отрывок более коротким в сравнении с отрывком без происшествий.

При этом разнились результаты и внутри возрастных групп. Так, более длинным «активное» видео посчитали только две трети детей дошкольного возраста. О том, что видео про полицейского короче, заявили три четверти взрослых. В итоге ученые решили, что переход от детского восприятия времени к взрослому происходит примерно в семилетнем возрасте.

Исследователи пришли к выводу, что чем больше ребенок может рассказать о видео, тем длиннее оно ему кажется. С этим напрямую связана концепция эвристики, к которой при проведении эксперимента обратились исследователи. Эвристика представляет собой совокупность методов для быстрого принятия непростого решения, которое не терпит слишком долгих размышлений.

Ученые резюмировали: взрослые люди, знакомые с концепцией абсолютного времени, все же остаются в заложниках собственного восприятия.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения