«Мой сын ходит в садик с 2 лет, сейчас ему 4. Есть там одна воспитательница предпенсионного возраста. Ребенок каждое утро плачет и говорит, что не хочет идти в сад, жалуется, мол, воспитательница постоянно делает ему замечания. А вчера сказал, она на него накричала. Приходим утром, а она говорит таинственно: „А вы знаете, что ваш вчера натворил? Он снял трусы, когда дети раздевались на тихий час!“ Ну мало ли, говорю, может, он случайно их снял. Потом ведь надел. Понимаю, что в коллективе так делать не надо, есть нормы, но это ведь не преступление. Вижу, что мой ребенок напряжен. Как быть и правильно себя вести?»
Галина, г. Краснодар
Давайте посмотрим на сложившуюся ситуацию с разных сторон и поищем оптимальные пути решения.
Мы можем предположить, если воспитательница часто делает замечания ребенку, то, вероятно, он часто нарушает правила поведения в детском саду. Возможно, он имеет определенные трудности поведенческого характера, не до конца усвоил правила поведения в коллективе, импульсивен, невнимателен, имеет трудности в следовании инструкции взрослого и т.д.
Понаблюдайте за ребенком, если вышеперечисленные трудности у него присутствуют, то желательно проконсультироваться у детского нейропсихолога. Специалист проведет диагностику ребенка, выявит истинные причины имеющихся трудностей и поможет малышу их преодолеть.
С другой стороны, возможно, воспитательница недостаточно терпелива и тактична по отношению к вашему ребенку. Или в вашей группе детского сада среди воспитателей принято кричать на детей. Повышение голоса на ребенка является недопустимым методом воспитания. Крик пугает, подавляет, травмирует, является фактом психологического насилия.
Прежде всего, поговорите с воспитателем, обсудите сложившуюся ситуацию, расскажите о том, что тревожит вас, тактично попросите пересмотреть способы воспитания и взаимодействия с ребенком. Ведите беседу доброжелательно, уважительно, просите о помощи и поддержке. Не ругайте и не нападайте на воспитателя. Цель разговора: сделать воспитателя вашим другом и помощником.
Ваше эмоциональное состояние оказывает воздействие на вашего ребенка. Прислушайтесь к себе. Какие чувства появляются у вас, когда малыш жалуется на воспитателя? Как вы себя чувствуете во время беседы с педагогом, когда она жалуется на поведение вашего малыша? Тревога, страх, стыд, вина, злость? Насколько сильное это чувство и продолжительное? Мешает ли оно вам в течение дня?
Задайте себе эти вопросы. Не торопитесь с ответом. Прислушайтесь к себе, к своим мыслям, чувствам. Помогают вам эти чувства или выводят из равновесия?
Старайтесь мыслить позитивно. Позитивные мысли формируют позитивные чувства, дают силу для конструктивного решения проблем.
Когда вы мыслите позитивно, то чувствуете себя уверенно, спокойно. Ребенок дошкольного возраста эмоционально зависим от состояния мамы. Ваша внутренняя уверенность передастся и ему. Тревога и напряжение отступят от ребенка. Малыш почувствует, что ситуация под контролем, мама защитит, поможет, поймет и поддержит.
Для вашего сыночка самый значимый взрослый — вы! Ему необходима ваша поддержка и принятие. Обнимайте малыша, целуйте, хвалите, защищайте. Добрые, доверительные, надежные отношения с мамой помогут ему научиться справляться с любыми жизненными трудностями, вселят уверенность в собственных силах.
Больше полезных материалов о семейной психологии — в нашем канале на