Детские сады в России с 1 сентября начнут работать по единой программе дошкольного образования. Об этом сообщил министр просвещения Российской Федерации, Сергей Кравцов: «С 1 сентября текущего года все детские сады будут работать по федеральной программе дошкольного образования. Будут использованы лучшие методики и технологии по воспитанию и развитию дошколят, ведь возраст до семи лет очень важный и очень значимый».
Новый стандарт был утвержден 28 декабря 2022 года и должен, по словам Сергея Кравцова, создать единое образовательное пространство и облегчить работу работников детских садов. Программа представляет собой основу, с помощью которой дошкольные учреждения могут разрабатывать свои образовательные программы, с учетом региональных и местных особенностей.
«Целью ФОП ДО является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций», — сказал Сергей Кравцов. По его словам, новая программа соответствует требованиям федерального стандарта дошкольного образования, который был введен в 2014 году.
Кравцов сообщил, что Министерство просвещения России будет помогать дошкольным учреждениям при переходе на новую систему. «Этот год объявлен Президентом Годом педагога и наставника, и мы будем делать всё для того, чтобы повышать престиж учительского, педагогического труда воспитателей детских садов!», — добавил Кравцов.
До этого года в России не было единой образовательной программы для дошкольных учреждений, однако каждое из них могло выбрать одну из 21 программы, представленной в Навигаторе образовательных программ. Среди них: «От рождения до школы» Николая Вераксы, «Детский сад по системе Монтессори», «ПРОдетей» на основе работ Л.С. Выготского и многие другие.
Специалисты в сфере дошкольного образования переживают, что введение нового единого стандарта приведет к тому, что детский сад превратится для ребенка в маленькую школу, в которой не будет места играм и общему развитию. Помимо этого, до сих пор не ясно, каким образом на единый стандарт должны переходить учреждения, работающие по авторским методикам, вроде садов по системе Монтессори и вальдорфских школ.