Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

«С детьми нужно разговаривать по-взрослому»: создатели мюзикла «Карлик Нос» о спектакле

6 сентября состоится премьера нашумевшего детского мюзикла Лоры Квинт и Бориса Мильграма

21 августа 2024
«С детьми нужно разговаривать по-взрослому»: создатели мюзикла «Карлик Нос» о спектакле

В концертном зале «Москва» «Острова мечты» состоится пять показов одного из самых успешных российских мюзиклов «Карлик Нос». Премьера пройдет 6 сентября, еще по два спектакля сыграют 7 и 8 сентября. Партнером гастрольного тура стала Яндекс Афиша.

Восьмикратный номинант премии «Золотая Маска» и одна из самых успешных музыкальных постановок пермского Театра-Театра спектакль «Карлик Нос» уже приезжал с гастролями в Москву. Тогда детский мюзикл вызвал настоящий ажиотаж — на спектакли были проданы все билеты. В этот раз создатели обещают еще более грандиозное действие, ведь мюзикл впервые ставят на такой большой сцене с расширенным составом труппы. Перед премьерой мы побеседовали с авторами мюзикла — режиссером-постановщиком Борисом Мильграмом и композитором Лорой Квинт.

Борис Мильграм
Театральный режиссер

Российский театральный режиссер, художественный руководитель Пермского академического Театра-Театра, лауреат и неоднократный номинант премии «Золотая Маска».

Лора Квинт
Композитор

Советский и российский композитор, заслуженный деятель искусства Российской Федерации, профессор Института Современного Искусства (ИСИ).

PARENTS: Борис Леонидович, почему, на ваш взгляд, сюжет сказки «Карлик Нос» актуален по сей день?

Борис: История про то, как герой платит за собственное высокомерие, актуальна во все времена, ведь она поднимает нравственные вопросы. Мальчику Якобу, который считал себя избранным и лучшим, ведьма Крейтервейс преподает хороший урок — превращает в уродливого карлика. Вы спросите, а за что платит Грета, которую колдовские чары превратили в гусыню? За своего отца, доброго волшебника. Да, как это ни прискорбно, за доброту тоже наказывают: зло и существует в мире для того, чтобы наказывать добро. Борьба между этими категориями происходит на протяжении всей истории человечества. Это и есть то испытание, через которое мы проходим, тот выбор, который делает каждый человек. Важно, что в сказке «Карлик Нос» зло проигрывает, добро торжествует, жизнь продолжается. Пусть так будет и в реальности.

Как строилась ваша работа? И каким образом выбирали актеров на роли?

«С детьми нужно разговаривать по-взрослому»: создатели мюзикла «Карлик Нос» о спектакле

Лора: Работать с Борисом — большое удовольствие. У нас полное взаимопонимание. Режиссер умеет собрать команду единомышленников. Этот мюзикл («Карлик Нос») стал третьей работой с Борисом Мильграмом. До этого мы с ним сделали «Монте - Кристо. Я — Эдмон Дантес» и русский водевиль «На всякого мудреца довольно простоты». Все эти спектакли получили много театральных наград и с неизменным успехом идут в Театре-Театре в Перми. Тем более, что мы работали во всех трех спектаклях с выдающимся поэтом Николаем Денисовым. Часто зрителю кажется: артисты молодцы и спели, и стихи прочитали, и музыку сыграли, забывая отдать должное таланту поэта и композитора, которые создали этот материал.

Борис: Премьеру мюзикла «Карлик Нос» мы готовили 7-8 лет назад. У нас уже было выпущено много музыкальных спектаклей, и мы знали, какими должны быть артисты мюзикла. Было понятно, что актер, исполняющий главную роль — роль Карлика Носа — должен великолепно петь, быть сильным драматическим актером и уметь существовать в нестандартных ситуациях: работать в маске, например, и в тяжелом костюме с толщинкой, выполнять сложную физическую задачу, практически весь спектакль играя опустившись на одно колено, и при этом взаимодействовать с настоящим гусем. И у нас такой актер был и есть — это Марат Мударисов, который замечательно справляется со своей ролью.

Часто, чтобы правильно раскрыть и понять персонажа, нужно пообщаться с таким человеком в реальной жизни. Были ли у вас прототипы из реальной жизни для героев мюзикла «Карлик Нос»?

Борис: Нет, ведь мы не пытались создать реальных людей. Мы сочиняли театральных мюзикловых персонажей — и злых, и добрых. Поэтому они все немного утрированы. Самая большая, сложная задача была представить себе Карлика Носа. Мы его сначала нарисовали, придумали пластический прием, создали костюм, маску. И потом актер в это погрузился.

Почему вы выбрали именно формат мюзикла?

Борис: Благодаря музыкальной форме, содержание легче входит в чувства, а от чувств попадает в сознание и подсознание.

Лора: Мюзикл — это прежде всего яркая музыка, остроумные, доходчивые стихи и только потом уже постановка, зависящая от таланта режиссера и финансовых возможностей театра. «Карлик Нос» — это, несомненно, творческая удача Бориса Леонидовича и огромные вложения Театра-Театра в декорации, костюмы и цирковые трюки. Благодаря этому в нашей стране так мало детских мюзиклов с подобным размахом.

Детское восприятие отличается от взрослого. За счёт чего удалось сделать постановку «Карлик Нос» интересной для всех возрастов?

«С детьми нужно разговаривать по-взрослому»: создатели мюзикла «Карлик Нос» о спектакле

Борис: Мой опыт говорит, что, когда ты ставишь для детей, не нужно с ними общаться на каком-то специальном детском языке — с ними нужно разговаривать по-взрослому. Конечно, есть эпизоды, которые взрослым более понятны, они находят больше ассоциаций и смыслов, потому что у них больше знаний об этом мире. Но в этот момент дети видят что-то свое. В «Карлике Носе» есть много волшебных приемов, которые у юных зрителей вызывают доверие, а у взрослых — умиление, и это сближает всех.

Лора Геннадьевна, а как вы достигаете того, что ваша музыка нравится и взрослым, и детям?

Лора: Научить писать музыку нельзя. Это «дар Божий». Можно и нужно приобрести определенные навыки: заниматься упорно на любом инструменте, который нравится, изучать гармонию и сольфеджио. А дальше, как пойдет, как говорится, что на роду написано. Для меня одинаково ответственно пишу я музыку для звезды или ребенка. И радуюсь, когда мое сочинение нравится и детям, и взрослым.

Иногда композиторы сочиняют музыку, импровизируя на инструментах, а у некоторых музыка рождается в голове. Как это получается у вас?

Лора: Лучшая импровизация на сцене у профессиональных пианистов всегда тщательно продумывается дома. И профессиональные композиторы, четко зная сценарий спектакля или фильма, просто следуют за идеей режиссера, стараясь ее максимально воплотить. В конце концов, часами «блямкать» по клавишам в поисках мало-мальски приличной мелодии — удел графоманов и самодеятельных авторов. Впрочем, это тоже похвально, когда человек тянется к музыке.

«С детьми нужно разговаривать по-взрослому»: создатели мюзикла «Карлик Нос» о спектакле

С какими интересными ситуациями вы столкнулись во время работы над мюзиклом «Карлик Нос»? Какие сложности возникли во время работы?

Борис: Я был уверен, что в нашем мюзикле должен быть живой гусь, и знал, что это получится. Изначально я придумал, что птица будет петь в маленький микрофон, но позже мы отказались от этой идеи, потому что художник-сценограф Даниил Ахметов предложил трогательную мизансцену с арией, в которой участвуют Грета, Карлик Нос и гусыня. Когда начались репетиции, я заволновался, как организовать появление живой гусыни. Однажды я увидел афишу, где выступал клоун Май, мой знакомый Евгений Майхровский. Увидев его с гусем, я понял, что он нам поможет. Евгений согласился, подобрал гусей и несколько раз приезжал на репетиции, чтобы помочь с фокусами, которых немало в мюзикле. Вот такая замечательная случилась история.

Над какими спектаклями сейчас идет работа? И с кем бы вы еще хотели посотрудничать?

«С детьми нужно разговаривать по-взрослому»: создатели мюзикла «Карлик Нос» о спектакле

Борис: Обо всем, что сейчас готовится к выпуску в Театре-Театре, рассказывать не буду, потому что готовится очень-очень много спектаклей — и музыкальных, и драматических, и пластических. Например, мы работаем над «Крысоловом». Это известный сюжет мировой литературы, средневековая немецкая легенда, на основе которой написано множество произведений, включая поэму Марины Цветаевой. Мы сочиняем свою историю. И это будет мюзикл. Музыку пишет Ольга Шайдуллина, либретто — Михаил Бартенев. Первый акт уже готов, второй в работе.

Лора: Мне подвезло — самые популярные артисты сами приходили в мою жизнь и мне не приходилось за ними «бегать», да и все мои песни у них в репертуаре уже много лет. Думаю, что это судьба. Так что я готова к творческому контакту с любым театром и с радостью напишу музыку к предложенному сюжету, моя душа открыта ко всей мировой литературе.

Что вы посоветуете детям, которые также мечтают сочинять музыку для любимых сказок?

Лора: Я хочу пожелать детям вдумчиво заниматься музыкой, изучать теоретические дисциплины, ходить на концерты в филармонию и театры. И тогда ваша жизнь наполнится замечательными красками, которых нет у многих людей. У меня есть песня, которая приносит удачу, мне об этом рассказывали знакомые и незнакомые люди. И если по дороге на важную встречу или экзамен напевать песню «Здравствуй, мир! Здравствуй, друг!», все обязательно получится!

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения