Многие верят: зеркальная поверхность отбирает энергию, имеет выход в потусторонний мир, может испортить судьбу ребенка и даже повлиять на его здоровье — не лучшим образом, конечно. Некоторые переживают, что малыш может испугаться своего отражения и начнет потом заикаться. Насколько оправданы такие опасения? Разбираемся с психологом.
Тревожные знаки
В основе суеверий часто лежит именно тревога. Молодым родителям приходится непросто, и справиться с беспокойством помогают ритуалы: не показывать ребенка до 40 дней; не покупать заранее вещи и кроватку; не хвалить слишком часто. Правда, у такого «лекарства» от тревоги есть побочный эффект — чем больше ритуалов, тем выше уровень тревожности. Особенно, если придерживаться заведенных правил не получается.
Случайное отражение ребенка в любой зеркальной поверхности может спровоцировать у матери сильных страх, а затем и вину. Она может начать переживать, избегать зеркал еще больше, «прислушиваться» к ребенку — не навлекла ли беду? И, конечно, начать думать, как исправить ситуацию: умыть водичкой, поплевать через плечо или обтереть подолом платья. У «знающих» людей всегда найдется ответ.
После таких случайных нарушений суеверных запретов часто действительно случается какая-нибудь неприятность. Но связано это с особой чувствительностью матери на такие события, тревожностью и даже провоцировании неприятной ситуации. И вот тогда прозвучит: «Так я и знала!» Такова особенность психики — она ищет подтверждения своих представлений.
Если вы узнаете себя в этом описании, подумайте, какую цену вы платите за свое мнимое спокойствие при соблюдении всех этих «мер предосторожностей». И как все же эти суеверия могут действительно помочь? И могут ли навредить?
Разобрались, почему работают приметы о детском здоровье. Подробнее читайте в материале «Никакой мистики: почему приметы о детском здоровье реально работают»
Зеркало детям — игрушка
Современная психология считает, что показывать ребенку зеркало можно с двухмесячного возраста. Почему не раньше? Потому что зрение новорожденного значительно отличается от нашего, взрослого. В зеркале просто нет никакого смысла.
А вот в возрасте 2-3 месяцев малыша может заинтересовать его отражение. Он может очень удивиться, увидев себя, начать рассматривать или, наоборот, проигнорировать. В любом случае, к семимесячному возрасту (возможно, чуть раньше) отражение уже будет вызывать восхищение и неподдельный интерес. Ребенок уже в состоянии отличить отражение матери, отца и понять, что этот смешной карапуз — он сам! Восторг!
Это тот самый момент, когда ребенок может посмотреть на себя со стороны, такой этап самоидентификации — это я, и я таков. Французский психоаналитик Жак Лакан объясняет, что при встрече с отражением малыш «присваивает» себе свой образ. Путем бесконечных опытов и экспериментов, он проверяет свою догадку и убеждается в том, что данный образ — его собственный.
Читайте также: «Чек-лист для родителей: как понять, что у вашего ребенка отклонения в развитии»
Зеркало может послужить и небольшим психологическим тестом. Если малышу радостно видеть свое отражение, он с интересом рассматривает себя и окружающих, то все в порядке. Если же ребенок постоянно боится зеркала, плачет при виде своего отражения, то это повод озадачиться. Для начала стоит убрать все зеркала из поля зрения малыша на пару недель, а затем осторожно «познакомить» его с этим предметом снова. Если ребенок опять не воспринимает свое отражение позитивно, стоит поговорить со специалистом и выяснить причину такого поведения.
Игры с зеркалом
Возьмите ребенка на руки спиной к себе, поднесите его к зеркалу и спросите: «Кто это у нас тут такой милый, хороший, любимый, пригожий?». Дайте ребенку возможность увидеть собственное отражение в зеркале, а также позволить дотронуться до него. Потом поверните его лицом к себе и скажите: «Наш Сашенька (имя) милый, хороший, любимый, пригожий».
Сядьте вместе с ребенком перед зеркалом так, чтобы была возможность поиграть с отражением. Можно надевать и снимать шляпу, очки, косынку. Пусть ребенок видит вас и в реальности, и в отражении. Сопровождайте игру веселыми возгласами: «Оп-па!», «Ух ты!», «Упс!»
С малышами старше 8 месяцев можно изучать тело: «А где же это у Сашеньки ручки?», а затем показывайте так, чтобы ребенок видел свое отражение и вашу руку: «Вооот они, ручки у Сашенки!». И так каждый день рассматривайте, изучайте и познавайте мир вместе. Это залог хорошего развития малыша и формирования здоровой привязанности к родителям.
Для многих может показаться неожиданным, что такая простая игра, как «Ку-ку», очень важна для развития ребенка. Подробнее читайте в материале «Больше, чем забава: зачем играть с ребенком в «Ку-ку»