«Я помню себя очень четко в 9 месяцев, в три года, в два, а вот некоторые школьные классы и годы обучения выпали из памяти, — рассказывает Дарья. — Помню, как в 9 месяцев обкакалась, сидя в деревянной кровати с бортиками. Мама понесла меня мыть. Когда она шла мимо зеркала, я осознала себя, что я — это я. Как будто сознание включилось.
Помню, как я отчетливо подумала «надо запомнить». И запомнила изображение, распашонку в клеточку, ноги, ощущение, как теплая вода касается большого пальца. И понеслось…»
«До сих пор помню, как меня в первый раз привели в садик. Я рыдала в коридоре полдня», — рассказывает Наталья.
«Мое первое воспоминание, как я грохнула елочный шар, перепугалась и задвинула его ногой под штору. А мама потом на него наступила», — делится воспоминаниями Ирина.
«Наверное, первое воспоминание из детства — дельфинарий в Севастополе. Мне тогда было около 4 лет, — рассказывает Оксана. — Помню, как все фотографировались с дельфинами, которые выпрыгивали из воды. И лишь до моей руки они действительно дотронулись. Помню их кожу на ощупь — прохладная, как будто резиновая. А потом помню, как ела пирожок с повидлом на палубе теплохода. Это было такое счастье».
— Мы уходим в прошлое по чувствам и ощущениям, — говорит гипнолог Елена Антропова. — А куда нас отправит подсознание во время гипноза — одному богу известно. Может, в первый год, а может, и раньше.
— Первые воспоминания появляются у человека в среднем в возрасте 2,5 лет, но мы склонны датировать их более поздними сроками.
«Мне было пять лет, когда не стало нашего пса, — вспоминала Майя, моя клиентка, — Я его очень любила и несколько дней плакала».
Когда я попросила Майю углубиться в воспоминание, она вспомнила даже платье, которое на ней было, когда бабушка сказала ей, что Рекса сбила машина. Однако позже поговорив с членами семьи, Майя выяснила, что ей было не пять лет, а три.
Младенцы поглощают информацию в невероятных количествах, они учат язык, разбираются в устройстве мира, но при этом… мы с вами не можем вспомнить себя в возрасте полугода или в родильном доме.
Не можем воскресить в памяти свой первый день рождения. К единому мнению о причинах этого явления ученые не пришли.
Физиологи склонны полагать, что у младенцев плохо развита область мозга, отвечающая за память — гиппокамп. В истории неврологии есть невероятно интересный случай. Пациент, вошедший в историю как Н.М., получил травму гиппокампа в ходе операции и в дальнейшем не мог запоминать события, однако был способен усваивать информацию. Точно так же, как очень маленькие дети. Вероятно, мы плохо помним самые ранние годы, потому что тогда у мозга еще не было инструментов для запоминания.
Точно установлено, что ярче всего запоминаются эмоциональные моменты. Мозг сортирует наши воспоминания, отбрасывая «неинтересное».
Чем сильнее была эмоция, тем больше вероятность, что мы запомним этот момент.
Может ли человек принять за воспоминания свои фантазии
Мы склонны придумывать себе воспоминания. Элизабет Лофтес, психолог из Калифорнийского университета провела масштабное исследование на эту тему. Она говорила людям: «Мы пообщались с вашей мамой, и она рассказала нам, как вы потерялись в магазине, когда вам было три, а потом добрая старушка привела вас домой». Почти треть исследуемой группы «вспомнила» описываемые события в подробностях.
И даже если воспоминания не вымышлены, они могут принадлежать не вам. Один из моих клиентов вспоминал о большом семейном празднике, юбилее дедушки, как о первом своем воспоминании, а потом случайно выяснил, что на празднике он не присутствовал, потому что лежал в больнице. Его не было на фотографиях с праздника, а в семье сохранилась его медицинская карта, где были даты госпитализации.
Как мы выяснили чуть позже, брат рассказывал ему о празднике довольно часто, и он «присвоил» себе воспоминание. Наша память может исказить и произошедшее на самом деле с учетом нового, взрослого опыта.
Поэтому, пожалуй, самый интересный вопрос не «почему мы не помним свое детство», а «можем ли мы доверять тому, о чем помним»?
— Человек может помнить себя с внутриутробного периода. Эти воспоминания становятся фоновым состоянием и в жизненных процессах могут активироваться в стрессовых или эмоционально значимых моментах, как вспышки ощущений или картинки в голове.
На ранние воспоминания влияет значимость момента для ребенка или интенсивность эмоций в моменте. Если эмоции или произошедшее не понятны и/или уникальны, то воспоминание становится своеобразным триггером возврата в прошлое.
Ребенок не всегда понимает событийный ряд, поэтому запоминает больше свои чувства, которые сопровождали воспоминание.
Вытеснение в памяти происходит практически всегда. Этому способствует окружающий социум, транслируя, что ранние воспоминания невозможны. Если участники события из воспоминаний подтверждают произошедшее и помогают его понять, воспоминание постепенно уходит, как завершенное. Если отрицают или оспаривают, ребенок выводит воспоминание на уровень фантазий.
Так же ребенок может начать фантазировать, замещая воспоминание приятной историей, если в оригинале был стресс. Так работают психические защиты. Однако, если эмоционально событие значимо, то оно все равно будет проявляться, неосознанно привлекая внимание к прошлому.
А вы с какого возраста себя помните? Пишите в комментариях.