В 7 лет ребёнок идёт в первый класс, и, как правило, родители сопровождают его в школу, а затем встречают после занятий. Но буквально через 2-3 года перед взрослыми возникает вопрос: а не пора ли моему ребёнку самому ходить в школу? Parents пытается разобраться, когда дети ходят в школу сами.
Можно ли первокласснику одному ходить в школу
Как правило, в первый класс ребёнка лучше все-таки водить в школу и встречать — хотя бы первые полгода, а минимум пару-тройку месяцев.
Почему это важно? Потому что первый класс — это первая серьезная социализация. Ребёнок переживает очень сильный стресс, всё новое: новый коллектив, новая нагрузка — и психологическая, и умственная. Все это создает дополнительное напряжение для ребенка.
Когда вы отводите ребёнка в школу и забираете его, за этот период адаптации происходят важные вещи:
Вы оказываете ребёнку психологическую поддержку, настраиваете его на учёбу.
По пути из школы вы можете услышать от ребёнка обратную связь «по свежим следам» — что понравилось, что не понравилось, какие были трудности и конфликты.
Этот контакт с ребёнком важен именно в этот период. Если он выстроен вовремя, то в подростковом возрасте, когда начинается сепарация, родителям не придется кричать «караул», потому что доверительные отношения уже будут заложены.
Кроме того, пока вы водите ребёнка в школу, у него вырабатываются полезные практические навыки:
Школьник запоминает маршрут и как попасть на территорию школы (позвонить охраннику, приложить карточку).
Ребёнок учится рассчитывать время (с какой скоростью нужно идти, сколько времени нужно на дорогу, во сколько выходить).
Чаще всего сами школы для первоклассников ужесточают условия и не позволяют им самостоятельно выходить на территорию без присутствия родителей и других взрослых.
В детстве мы все ходили в школу без взрослых, начиная с первого класса. Сейчас от родителей ожидают более ответственного подхода к безопасности ребёнка. Да мы и сами порой боимся отпускать детей без присмотра.
Но и в наши дни можно увидеть детей, которые в 7 лет самостоятельно ходят в школу. Как правило, одних отпускают очень ответственных детей, которые звонят родителям и отчитываются, что они пришли, и с ними все в порядке, по пути не отклоняются от маршрута.
До какого класса водить ребёнка в школу
Готовность ребёнка определяется не столько возрастом и цифрой в паспорте, сколько совокупностью факторов: его зрелостью, его навыками и, конечно, внешними условиями. Если говорить очень усредненно, то примерно к 3-4 классу (9-11 лет) многие дети уже психологически и физически готовы к самостоятельным коротким прогулкам домой. Но ключевое слово — «многие», а не «все».
Здесь всё очень индивидуально. Нужно учитывать целый ряд факторов:
Удалённость школы. Одно дело, если ваш дом напротив учебного заведения, и вы буквально видите его из окна, и совсем другое дело, если школа в двух километрах от дома, и ребёнку нужно идти через темные безлюдные участки, переходить оживлённые перекрёстки.
Время года и время суток. Если ребёнок возвращается в темноте, нужно учитывать опасные места: заброшенные здания, подвалы, пустые переулки, где могут находиться маргинальные компании. Все это представляет угрозу.
Характер ребёнка — насколько он контактный или замкнутый. Если ребёнок общительный, он уже в 7 лет может спокойно спросить у прохожего дорогу. Такой ребёнок не растеряется и не потеряется. С другой стороны, есть другое опасение — что он пойдёт на контакт с подозрительным человеком, который может его куда-то заманить.
Уровень стресса и психологический возраст ребёнка. Стресс дети переживают по-разному. Кто-то теряется: забывает вещи, выпадает из реальности. Таким детям труднее самостоятельно добираться до школы и домой. Они хуже ориентируются во времени и пространстве, боятся попросить кого-то о помощи.
Как отпустить ребёнка одного в школу
Сначала оцените готовность ребёнка. Вот 5 факторов, напротив которых вы можете мысленно поставить «галочку». Если набралось пять «галочек», ребёнка можно отпускать в школу одного.
1. Ответственность и дисциплина. Ребенок должен уметь управлять своим вниманием и поведением. Он не должен отвлекаться на каждую собачку, мячик или интересную щепку, забывая о дороге. Он понимает важность правила «шёл прямо домой» и готов его выполнять, а не искать приключений по пути.
2. Безопасность на дороге — это non-negotiable (не подлежит обсуждению). Ребёнок должен не просто зазубрить правила перехода дороги, а осознанно их применять. Это значит:
Переходить улицы только по зебре и на зеленый свет, даже если нет ни одной машины.
Понимать, что «зебра» не дает магической защиты: нужно обязательно остановиться, посмотреть налево, потом направо и убедиться, что все машины остановились.
Никогда не выбегать на проезжую часть из-за кустов, припаркованных машин или других препятствий.
Практикуйтесь! Пройдите этот маршрут вместе десятки раз, сначала вы ведёте, потом он ведёт вас, комментируя каждое действие («Сейчас мы остановились у бордюра, смотрим на светофор…»).
3. Знание «Техники безопасности от незнакомцев». Ребёнок должен чётко знать и понимать правила:
Никогда и никуда не идти с незнакомым человеком, что бы он ни предлагал (сладкое, щенка, помощь найти маму, отвести к маме).
Сохранять дистанцию. Если к ребёнку обращается незнакомец, нужно отойти на 2-3 шага назад.
Не бояться громко кричать «Я вас не знаю! Отстаньте!» в случае опасности. Обычную истерику люди вокруг могут воспринять просто как конфликт с родителем, но именно эта фраза сразу показывает: рядом посторонний человек, который угрожает ребенку.
Знать, к кому можно обратиться за помощью в первую очередь? (Полицейский, охранник у магазина, женщина с ребенком).
4. Выученный маршрут и действия в нестандартной ситуации. Ребёнок должен знать дорогу как свои пять пальцев. Но этого мало. Обсудите с ним план действий, если:
Он пропустил свой подъезд/остановку.
На пути ведутся ремонтные работы, и привычный проход перекрыт.
К нему пристает незнакомец или он чувствует, что за ним следят (куда бежать? в какой магазин зайти?).
Он потерял ключ или телефон разрядился. У него должен быть запасной план и чёткое знание нескольких взрослых, кому можно позвонить (мама, папа, бабушка, надежный сосед), чьи номера он знает наизусть.
5. Техническая оснащенность. Обязательно договоритесь о «контрольных точках». Например, «когда выходишь из школы — звони, когда дошел до подъезда — звони». Для этого идеально подходят умные часы с GPS-трекером и кнопкой экстренного вызова. Это дает огромное спокойствие и родителям, и самому ребенку, ведь он знает, что помощь всегда на связи.
Если ребенку нужно ездить на транспорте, важно, чтобы у него были деньги или пополненная карта. Иначе он окажется в ситуации, когда придется идти пешком. Помните: водители автобусов и маршрутных такси не имеют права высаживать ребёнка, если ему не хватает денег на проезд, но, к сожалению, так иногда происходит.
Вывод
Не торопитесь. Лучше полгода-год поводить за руку, но быть уверенным в безопасности ребёнка, чем поторопиться и переживать каждый день.
Посмотрите на своего ребенка со стороны: он собранный, внимательный, не импульсивный? Он уверенно ведет себя на улице? Он выполняет данные ему поручения?
Если да, и если маршрут действительно простой и безопасный, можно начинать с небольших «пробных вылазок» (например, дойти от школы до ближайшего магазина, где вы его встретите). И обязательно хвалите его за ответственность! Главное — это ваше душевное спокойствие и его реальная безопасность, а не желание поскорее стать самостоятельным.
В каком возрасте ваш ребёнок стал ходить в школу сам?
- 14.3%В 7 лет, в первом классе.
- 28.6%В 8-9 лет (второй-третий класс).
- 28.6%В 10 лет (четвертый-пятый класс).
- 28.6%В 12-13 лет.