Школа «Саммерхилл» (Великобритания).
Как бы вы отнеслись к учебному заведению, где ходить на уроки можно исключительно по желанию. Дети сами решают, что, когда и в каком объеме изучать. Или не изучать. Они наравне с учителями управляют школой, издают законы, наказывают нарушителей, в общем, по сути делают то, что хотят. Такую концепцию придумал и воплотил в жизнь еще в 1921 году Александр Сазерленд Нилл, который считал, что свобода – единственное, что по-настоящему делает ребенка счастливым. «Саммерхилл» – школа-интернат, которая вот уже почти сто лет успешно функционирует на территории Великобритании. Газеты скептически назвали ее школой «делай-что-хочешь». На деле это учебное заведение оказалось революционным, основанным на демократических принципах, где главное правило – уважительно относиться к окружающим. Вот уж где дети готовы по-настоящему отвечать за свои поступки, ведь правила вырабатывают они сами. И когда ребенок в «Саммерхилле» принимает осознанное решение, что ему пора идти учиться, его мотивация, идущая изнутри, позволяет делать это во много раз эффективнее и интенсивнее, чем детям из традиционных школ. А. Нилл писал в своей книге «Саммерхилл – воспитание свободой»: «Мы взялись создать школу, в которой детям предоставлялась бы свобода быть самими собой. Для этого мы должны были отказаться от всякой дисциплины, всякого управления, всякого внушения, всяких моральных поучений, всякого религиозного наставления… Все, что требовалось, – это вера: в ребенка, в то, что он по природе своей существо доброе, а не злое. Более чем за 40 лет вера в добрую природу ребенка ни разу не поколебалась и, скорее, превратилась в окончательную уверенность». И еще: «Я полагаю, что ребенок внутренне мудр и реалистичен. Если его оставить в покое, без всяких внушений со стороны взрослых, он сам разовьется настолько, насколько способен развиться».
Хотите узнать о школе Саммерхилл больше – зайдите на ее официальный сайт
ALPHA Alternative School (Канада)
Это живое доказательство того, что школы, подобные «Самерхиллу» приживаются по всему миру. «Альфа» открылась в 1972 году и пропагандирует исключительно демократический подход к обучению. В отличие от «Саммерхилла», «Альфа» – это не частный интернат, а общественная школа, доступная каждому. Канадские преподаватели стараются использовать разные методики, в том числе и систему Монтессори, которая является одним из направлений личностно-ориентированной педагогики. К каждому ребенку стараются найти особенный подход, и, судя по результатам, у них неплохо это получается.
Официальный сайт школы:
Общественная школа Mountain Mahogany (США, Альбукерке)
Эта школа выбрала крайне необычный способ приема учеников: туда попадают те, кто выиграл в лотерею. На сайте школы можно заполнить специальную форму и ждать, повезло тебе или нет. Три главных принципа обучения: удовольствие, безопасность и эмоциональное развитие. В школе есть привычные предметы, но помимо них детей обучают садоводству, кулинарии, шитью и, главное – взаимодействию с окружающим миром. Программа и концепция школы основываются на неврологических исследованиях, согласно которым для качественного обучения необходимы активная вовлеченность и позитивная атмосфера. Поэтому в школе в том числе уделяют много внимания взаимодействию с семьями учеников.
Сайт школы:
Школа Westwood (США, Даллас)
Системой Монтессори в наши дни никого не удивишь, но найти школу, которая много лет обучает по этой методике детей в течение всех школьных лет оказалось непросто. К примеру, в Москве таких школ нет, так как нет адаптированных программ для старшеклассников. Зато в Далласе такая школа существует почти 30 лет, с 1986 года. Принцип обучения в Westwood основан на китайской поговорке: «Я забываю то, что слышу, я помню то, что вижу и я знаю то, что делаю». Здесь соблюдаются основные принципы обучения по методу Монтессори: создается специальная наполненная образовательными материалами среда, попадая в которую ученик сам выбирает, чем ему заниматься. Дети в Westwood помогают друг другу, есть даже специальная система наставничества. А еще они учатся таким не совсем обычным для большинства школ навыкам, как, например, предпринимательство.
Официальный сайт школы:
School of the Future (США, Филадельфия)
Школа Будущего - это учебное заведение стремится идти в ногу со временем, поэтому весь учебный процесс построен на использовании новейших технологий. Дети пользуются смартфонами, планшетами, ноутбуками имеют стабильный выход в интернет, у них нет обычных школьных досок, зато есть «умные доски». Главный принцип работы школы – учиться не только в классе. В современном мире, считают основатели Школы Будущего, нет границ, поэтому и ученики не должны ограничиваться обучением в четырех стенах. На базе школы созданы специальные сообщества, призванные вовлечь и объединить всех учеников. А программа адаптирована под современное программное обеспечение.
Сайт школы:
The Studio School (США, Нью-Йорк)
В этой небольшой школе используется крайне необычный подход к формированию классов: детей объединяют в группы разного возраста. Исследования показали, что дети с разницей в возрасте в пределах двух лет отлично учатся друг у друга. Кроме этого, школа пропагандирует личностно-ориентированный подход к ребенку, поэтому их подход основан на объединении в детях двух аспектов: что они изучают и кем они являются. Надо ли говорить, что «Студия» делает особый акцент на раскрытие в детях творческого потенциала.
Официальный сайт:
Tinkering School (США, Сан-Франциско)
Если вы смотрели когда-нибудь диснеевский мультфильм «Феи» («Tinker Bell»), то поймете, почему я очень хочу назвать эту школу – школой фей, а точнее, школой мастеров. Ученикам, которым посчастливилось ходить в Tinkering School, регулярно выдают строительные материалы и инструменты, чтобы строить и изобретать. Лодки, аттракционы, всяческий транспорт, да, в общем, все, на что хватит воображения – вот, что дети делают в этой школе.
Сайт школы:
Школы Владимира Базарного (Россия)
У нас, как оказалось, тоже существуют нетрадиционные подходу к обучению. Вот, например, Владимир Базарный создал метод «Система сенсорной свободы и раскрепощения», девиз которого: «никакого сидения за партами». Для того, чтобы ученики были бодрее, здоровее и лучше усваивали материал, во время уроков они некоторое время учатся сидя, а некоторое время – стоя за специальной конторкой. Наглядные пособия находятся в разных точках класса. Нет классной доски, зато шея не затекает, а зрение работает, как надо. В начальной школе дети пишут пером и чернилами. А самое интересное и неожиданное – это гендерное разделение классов. У девочек и мальчиков разная программа. Встречаются они только на уроках музыки, танцев и на факультативах. Мальчиков посвящают в «богатыри», а девочек в «невестушки». На этом основана и воспитательная программа: мальчиков учат защищать Родину, а девочек готовят к материнству прямо с первого класса.
Официальный сайт Владимира Базарного:
Международная академия методики Судзуки и Институт исследования талантов (Япония)
Это не общеобразовательная школа, но это такое учебное заведение, о котором невозможно не упомянуть. Это место, где с самых малых лет детей учат музыке. Шиничи Судзуки был поистине гениальным учителем. Его простое открытие заключалось в том, что все дети говорят на своем языке. А раз так, то, находясь в правильной среде, например, в музыкальной, они способны самостоятельно научиться играть на любом музыкальном инструменте. Его институт был основан в 1946 году, и с тех пор, метод Судзуки стал известен по всему миру. Принцип обучения по методу Судзуки заключается в следующем: дети с самого рождения должны быть окружены музыкой. Когда они в возрасте 3-4 лет приходят на занятия, они сначала слушают и наблюдают, это может длится даже около полугода или больше. И когда малыш будет достаточно замотивирован и готов, он сможет взять в руки музыкальный инструмент, например, скрипку, и начать заниматься. Школа Судзуки стала всемирно известной после концерта в Токио в 1955, в котором приняли участие 1200 маленьких скрипачей, игравших в унисон.
Официальный сайт академии: