Легко задать неправильные установки ребенку, если сказать ему что-то не то за обедом. Все мы помним эту фразу наших мам и бабушек: «Доедай, а то силу в тарелке оставляешь». И мы пихали в себя еду, даже если были сытые. Но есть еще масса фраз, которые негативно влияют на пищевое поведение ребенка.
«Бабушка старалась, готовила, а ты не ешь»
Эта фраза несет в себе сразу две проблемы:
Во-первых, вы заставляете есть ребенка, даже если он не хочет. Ребенок может отказываться от еды, потому что не успел проголодаться. А может быть, он не любит продукты, из которых готовила бабушка, или все блюдо целиком. Взрослые же тоже стараются есть то, что им нравится на вкус, а не то, что им навязывают.
Во-вторых, этой фразой родители сталкивают бабушку и внука лбами. Получается, что ребенок, отказавшийся от бабушкиного блюда, обидел ее. Это может вызвать у него чувство вины.
«Не играй с едой»
Старшее поколение, которое помнит войну, голод, дефицит товара в магазине и очереди, чаще всего употребляет эту фразу. Но иногда ее говорят и родители, которые не хотят отмывать всю кухню после игрищ ребенка с едой. В чем-то они правы: к пище стоит относиться с уважением. Если не собираешься есть, то не стоит зря переводить продукты.
Но если ваш малыш всего лишь знакомится с новым продуктом и сначала хочет его потрогать, понюхать и лизнуть, не стоит сразу это пресекать. Трогая все, что находится в его тарелке, ребенок не балуется, а изучает окружающий мир, узнает текстуру и запах продуктов.
Мамы-блогеры учат современных родителей совсем другому. Они считают, что легче всего малыша приучить к новым продуктам в игровой форме. Главное, делать это правильно — без размазывания пюре по столу.
«Съешь суп — получишь десерт!»
Этой фразой вы формируете у ребенка привычку, что обычная еда, которая ему необходима как топливо, — это какая-то особенная задача, за которую нужно поощрять. Но ведь человека не награждают за то, что он поспал или сходил в магазин. К тому же сладкое в больших количествах вредно, а здесь налицо привычка есть его после каждого приема пищи.
«Ну, съешь еще две ложки»
Мы уже поняли, что тарелка не всегда должна быть чистой. Важно, чтобы ребенок научился понимать, когда он наелся. Но часто родители уговаривают съесть еще хотя бы чуть-чуть, как будто эти две ложки реально как-то изменят ситуацию. В итоге это превращается в какую-то игру. Мама уговаривает, ребенок упирается.
И тут возможны два варианта: либо он станет беспрекословно подчиняться мнению родителя и не научится определять насыщение, либо он еще больше еды оставит на тарелке — главное, съесть пресловутые две ложки, остальное не важно.
«Ты доел — молодец!»
Похвала только за пустую тарелку — странное поощрение. Как будто если ребенок сыт, но не доел две ложки, он уже не молодец. И это вынуждает ребенка через силу запихивать в себя еду, чтобы его похвали. Особенно это критично, когда в других сферах он не может добиться поощрения. Тогда прием пищи становится единственным способом заслужить любовь. А это уже грозит постоянным перееданием и лишним весом.
«Быстрее доедай, а то придет Баба-Яга и все съест»
В этой фразе не так сразу все. Во-первых, не стоит ребенка торопить. Он должен тщательно пережевывать пищу, а не глотать ее, не жуя. Во-вторых, ни к чему пугать его страшными сказочными персонажами. В-третьих, ваш ребенок может оказаться любопытным и специально будет дожидаться Бабы-Яги. Не стоит обещать того, чему никогда не суждено случиться.
«Сядь ровно, вилку в нужную руку возьми!»
Помните эпизод из фильма «Москва слезам не верит», когда Катя отказалась от рыбы из-за того, что не знала, какими приборами ее есть? Да, соблюдения этикета за столом важно, но не для маленького ребенка. Такие резкие замечания могут отбить у него аппетит.
«Как же ты плохо ешь!»
Если часто повторять эту фразу, ребенок подумает, что им недовольны из-за того, что он неправильно ест. А как правильно, ему не объяснили. Для начала стоит задуматься: а что значит «хорошо ест». Дело в размере порции или в том, чтобы тарелка и стол оставались чистыми, или нужно есть быстро и не разговаривать? Это все очень субъективные понятия.