«Стеклянный ребенок» — так называют детей, чьи братья или сестры — люди с ограниченными возможностями. Из-за брата или сестры, нуждающихся в дополнительном уходе и внимании, таким детям кажется, что родители не видят их, здоровых, и якобы не нуждающихся в опеке. Все чаще в TikTok стали появляться видео от людей, считающих, что возможно они и есть те самые «стеклянные дети».
Впервые термин употребила Алисия Мэйплс во время своего выступления на TEDx Talk. Она рассказывала о своем брате с аутизмом, добавив, что братья и сестры детей-инвалидов — это «стеклянные дети», но не потому, что их можно назвать хрупкими, а потому, что, как сказала Алисия — родители как будто «смотрят сквозь нас».
Когда в семье рождается ребенок с инвалидностью, родители часто перестают замечать других своих детей, потому как новый ребенок требует все их внимание и силы. Они выстраивают свою жизнь в соответствии с новым расписанием, включающим в себя множественные походы к врачу или на процедуры, но гораздо меньше внимания успевают уделять другим детям. «Мы не хотим заставлять детей слишком быстро взрослеть или возлагать на них неадекватные с точки зрения развития ожидания», — говорит Келли Фрадин, педиатр и автор книги «Продвинутое воспитание».
Убедитесь, что воспитывая особых детей вместе с их братьями и сестрами, вы не «смотрите сквозь» на последних.
Информируйте детей в соответствии с их возрастом
Говорите с детьми и по возможности рассказывайте им о том, что происходит. Главное — учитывайте их возраст и уровень развития.
Будьте открытыми и честными, дети обычно прекрасно осведомлены о потребностях своего брата или сестры. «Не делясь информацией, вы даете ребенку понять, что тема закрыта, в то время как он нуждается в том, чтобы обсудить происходящее», — говорит Эмили Холл, директор Проекта по поддержке сиблингов.
Уделяйте им внимание
Чаще всего детям от родителей нужно всего лишь их время. Многие взрослые братья и сестры с теплотой вспоминают о времени, проведенном наедине с родителями, после того, как их нуждающиеся в дополнительной заботе сиблинги легли спать. Они вместе собирали пазлы, смотрели телевизор, разговаривали или читали.
Сара Лофтин, клинический психолог детского центра в Далласе, США, подтверждает: «Потратив 15 минут в день на каждого ребенка по отдельности, вы добьетесь большего успеха».
Начните вести вместе дневник
Иногда детям проще написать о своих чувствах, чем сказать о них. Холл рекомендует оставлять записки для своих детей, в которых вы говорите о том, что думаете о них. Это поможет детям понять, что вам не все равно и вы хотите общения с ними.
Дженис Стюарт Дортч, основательница НКО «Special Needs Siblings» приводит в пример свой собственный опыт: «Ведение дневника — это простой и эффективный метод выражения чувств. Я пишу что-то и мой ребенок отвечает или рассказывает о своем на следующей странице. Это не обязательно происходит ежедневно, и это не обязательно должны быть слова. Когда они были поменьше, это могли быть картинки».
Найдите им равную поддержку
Поищите способы дать им возможность общаться с другими детьми, братья или сестры которых — люди с особыми потребностями. Дети могут чувствовать себя изолированными, если им кажется, что они не похожи на других. Поищите группы по обмену опытом, которые могут помочь детям найти друзей. Обсудите это с родителями других детей. Это даст детям пространство, где их поймут и поддержат и при этом им не придется объяснять всю предысторию.
Говорите с ними о будущем
Дети часто беспокоятся о будущем и о том, как они смогут позаботиться о своих нуждающихся в уходе родственниках. Начните обсуждать с ними уход за братом или сестрой на каждом этапе, таким образом вы сделаете «будущее» не таким большим и менее абстрактным, а значит — менее пугающим.
Вы можете предлагать ребенку поучаствовать в уходе за братом или сестрой, но не делать это их обязанностью. Дети должны быть вовлечены в процесс ровно настолько, насколько они сами этого хотят.
Поддерживайте их увлечения
Поощряйте детей жить своей собственной жизнью. Наличие увлечений за пределами роли брата или сестры важно для развития ребенка. Дети должны иметь возможность попробовать все, что может предложить им жизнь, а родители могут им в этом помочь.
Слушайте своих детей
Самое важное помнить — дети хотят, чтобы они были услышаны, а их чувства — приняты. Братья и сестры детей с ограниченными возможностями обычно очень эмпатичные, но они имеют дело с сильными стрессами, не обладая при этом взрослыми навыками совладания со сложными эмоциями.
Детям может быть некомфортно делиться своими чувствами, особенно если это обида, вина или ответственность, и самое важное здесь — убедить ребенка, что его чувства нормальны и важны. Это поможет им справиться с ними с большим комфортом и уверенностью в собственных силах. И этот навык останется с ними на всю жизнь.